Аноним

Много скелетов в шкафу у Тюдоров, или сказ о том, как Уильям наш Шекспир стал тем, кого мы веками чтим и читаем

 

 

 

 

 

Режисер: Роланд Эммерих
Жанр: историческая драма, биография
Год: 2011
Актеры: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Себастьян Фернандес-Арместо, Рейф Сполл, Дэвид Тьюлис, Джоэли Ричардсон

Спекуляции на тему Елизаветы Английской и Уильяма Шекспира стали своего рода bon ton и европейского, и американского кинематографа. И в этом отношении «Аноним» Роланда Эммериха может рассматриваться как еще одна версия на тему всегда популярную и крайне интересную. Как сказка, которую на ночь рассказывали бабушки и мамы.

По своей сути, эта историческая драма, воссоздающая «наидостовернейшим образом» события 1600-х годов, есть самая настоящая сказка с грустным концом. Где-то к середине картины мы знаем, что все закончится очень грустно, но не останавливаем рассказчика и упиваемся до боли знакомыми образами старинного Лондона, театра Глобус, декорациями Шекспировских постановок, мы сопереживаем благородным пшеничноволосым пэрам, и грозим плутам и предателям.

Пэров по званию и рождению, кстати сказать, в «Анониме» несколько, и все они неплохо сыграны. Про молодых англичан говорить ничего не буду — их прелесть в том, что они молоды. А вот про Риса Иванса скажу, что даже голубая тушь на его верхних веках не уничтожила эффекта от проникновенной игры. Даже, напротив, придала «соседу-идиоту Хью Гранта» из «Ноттинг-Хилла» аристократизму и несомненной элегантности, превратив фрика в утонченного, изысканного и сдержанного пленника собственных слов и фантазий.

Себастьян Фернандес-Арместо, сыгравший отчаявшегося поэта-неофита, показался неособо выразительным: он подозрительно долго для юноши завистливого и решительного (каким должен был быть по сценарию) блестел «карими вишнями», так что доверия не вызвал никакого. Несмотря на пафос. И место в истории.

Прекрасный подлец получился у Дэвида Тьюлиса: вот уж кто совершенно на своем месте и как будто даже из своего времени. Он сказочно противен и столь же изощрен в мерзости и коварстве. Наверное, именно таким мы всегда представляли себе вечного негодяя из сказок и легенд, тех, что вечно путают все клубки и дорожки царевичей и богатырей.

Что до Her Majesty, то уже давно сложилась своя традиция изображения Королевы. Иконографическая точность современного кинематографа ничто иное в данном случае, как помесь «Повести временных лет» со «Снежной королевой»: в мире легенд и сказок каким бы ни был правитель, он неизменно награжден набором качеств, от перенесения на экран которых нельзя отказаться. В «Анониме» Елизавету исполнила Ванесса Редгрейв, а для пущей достоверности в изображении Елизаветы в молодости Эммерих призвал дочь Редгрейв, Джоэли Ричардсон. Не Редгрейв, конечно, но что-то от матери в ней, безусловно, есть. Так галерея величественных образов Елизаветы пополнилась двумя портретами: теперь к Джуди Денч, Кейт Бланшетт и Хелен Миррен можно добавить Ванессу Редгрейв и Джоэли Ричардсон. И этот ряд сам по себе завораживает. Равно как и актерское мастерство всех grandes dames без исключения.

И о любви. Роланд Эммерих разворачивает версию, согласно которой Елизавета была любовницей лорда Оксфордского, якобы автора «Ромео и Джульетты» и прочих известных опусов, подписанных неким Шекспиром. Если смотреть между строк, то и в этой «любви» можно усмотреть тысячелетнюю традицию. Власть и искусство, литература и политика, слово и скипетр давно идут рука в руку, и хотя в некоторые эпохи изображают эманации независимые, все чаще мы наблюдаем их страстный адюльтер.

Share