Порочная страсть

Порочная страсть
Порочная страсть
Режиссер: Николас Джареки
Страна: США
Год: 2012
Актеры: Ричард Гир, Сьюзен Сарандон, Тим Рот, Летиция Каста

Лопающийся пузырь

— Ты пытаешься шантажировать меня?
— Вы называете это переговорами…
— Мир холоден!
— Тогда тебе придется одеться потеплее! (с)

Режиссерский дебют Николаса Джареки, подающего надежды сценариста, представляет собой добротный фильм, славно скроенный по шаблонам криминальных историй про богатых и власть имущих. В нем нет неожиданных поворотов (как в «Афере Томаса Крауна»), затяжных прыжков (как в «Уолстритт»), страшных ужимок («Адвокат Дьявола») и сценарных ляпов. Откровенного провала не позволили и актеры — участие звезд первой величины (но не первой молодости) лишь придало веса истории и по замыслу режиссера и сценариста призвано было раскрыть истинный подтекст драмы, которая разворачивается в «Порочной страсти«.

Первый же эпизод фильма расставляет фигуры игроков. Миллиардер Роберт Миллер, властный и безжалостный, фанатично преданный деньгам (слово, которое в речевой характеристике героя является основным, его подчеркивают в первые минуты картины чуть ли не жирным маркером). Елена Миллер, его жена, хранительница очага, неустанная благотворительница, от чьего пристального внимания не спрятаться никому. Брук Миллер, дочь патриарха, молодая амбициозная дама, не чающая души в матери и отце, а также во всей рождественско-приторной мишуре, на которую так щедры американцы, если они хотят убедить нас в непреходящей ценности «семьи и дома».

Открывающая сцена в особняке Миллеров полна прямых указаний на то, что перед нами — вертикально выстроенная система, в центре которой — фигура ничем не сдерживаемого в стремлении к обладанию (как самоцели) героя Ричарда Гира. Символы власти и роскоши бисером рассыпаны по ступенькам особняка: такое тщательно воссоздаваемое ощущение достатка должно захватить зрителя, чтобы зародить в нем чувство, родственное тому, в которое вот-вот окунется с головой герой Гира. А это чувство безжалостной расплаты и потери: Роберт Миллер, по законам жанра, вот-вот должен потерять все, что является его сутью, из-за случайной ошибки, которую он совершает даже не по глупости… а по усталости и без злого умысла.

Но поскольку «потерять нажитое» — самое страшное наказание для Миллера, как зверь, загнанный собаками в лес, он начинает путать следы и всеми правдами и неправдами сохранять то, что дорого ему. В ход идут самые известные и хорошо работающие уловки: он занимается словесными подтасовками, говорит про семью и вечные ценности, внешне подменяя дискурс хищника дискурсом жертвы. Так, в существовании любовницы оказывается виновата жена, в наличии жены — любовница, а все вместе — в его огромных проблемах с бизнесом. Герой Ричарда Гира (в духе жанра) говорит об ответственности и жизнях миллионов людей, но в реальности не способен трезво ответить хотя бы за один собственный поступок.

Атмосферу загнанности и обреченности, которая сжимается вокруг героя, создают и цвета — фильм к середине лишается воздуха, отдает тоскливыми серо-зелеными тонами. Диалоги становятся все острее и безжалостнее, пока, наконец, не вскрывается истинная подоплека действий каждого: деньги. Когда речь идет о миллиардах, человеческое и простое (семья, дом, мудрость, дети) отходит на тысячное место.

(с) По заказу канала Кинопоказ, 2013

FacebookTwitterGoogle+VKPinterestEvernoteBlogger PostОтправить