Бен Аффлек

Бенджамин Геза Аффлек-Болдт неоднократно входил в список самых красивых людей планеты, самых желанных мужчин и самых сексуальных актеров. Он был также номинирован семь раз на премию Золотая Малина и трижды получил ее — как самый бездарный актер 1998, 2003 и 2004 годов…

Если честно, есть фильмы, за которые мне стыдно. Я не буду их называть, вы, наверное, и сами о них знаете.

Однако с возрастом внешняя привлекательность переросла в один из инструментов убедительной актерской игры, а сама игра стала куда разнообразнее и интереснее. Амплуа красавчика-хулигана сменилось менее схематичным и более живым исполнением широкого спектра персонажей — от военных героев до слабохарактерных обычных парней. Наконец, в 2006 году Бен Аффлек встал по ту сторону камеры и быстро снискал славу весьма неплохого режиссера.

Умница Уилл Хантинг

Работать перед камерой Аффлек начал довольно рано: в двадцатилетнем возрасте он снимался во второсортных молодежных телесериалах, пробовал себя в эпизодических ролях в ряде комедий и в независимых проектах.

В 25 лет он вместе с закадычным другом, Мэттом Дэймоном, Бен Аффлек решает продвигать написанный в соавторстве сценарий биопика, в основе которого реальная история молодого человека с феноменальными памятью и математическими способностями. Не самые успешные актеры, Аффлек и Дэймон вместе со сценарием «продают» и себя: их основным условием на встречах с продюсерами и студиями становится обязательное участие в будущей постановке. Это не облегчало поисков, однако «Мирамакс» купила их труд и предложила сыграть главную роль Мэтту Дэймону. Аффлеку досталась эпизодическая роль друга.

Режиссером новой ленты был выбран Гас Ван Сент, знаменитый своей работой с молодежью: незадолго до начала съемок «Умницы Уилла Хантинга» (именно такое название решено было дать фильму) режиссер создал ставшую мгновенно классикой ленту «Мой личный штат Айдахо», где в главных ролях блистала еще одна пара друзей — Киану Ривз и Ривер Феникс.

Конечно, «Умница Уилл Хантинг» не был из числа «независимых проектов», мастером которых до сих считается Ван Сент, но история юного гения далека и от массовых картин. Студия оценила максимально возможные вложения в производство в размере 10 млн долларов — и выиграла 200… Лента попала в список лучших фильмов и до сих пор сохраняет свои позиции в разного рода топ-листах.

Глубокая, сердечная, смешная, эта кинолента из тех, чье воздействие длится очень долго (San Francisco Chronicle)

«Умница Уилл Хантинг» рассказывает о юноше, чьи колоссальные чувство вины и способность к самодеструкции мешают реализовать блестящий потенциал и развиваться в областях, где Уилл проявляет себя как безусловный гений. Неуверенность, граничащая с невероятной дерзостью, боязнь реальных отношений и уход от решения проблем — вот с чем приходится столкнуться Уиллу и его личному психоаналитику, которого удивительно тонко исполнил Роберт Уильямс (за что и был награжден Оскаром как лучший актер второго плана).

«Умница Уилл Хантинг» принес первого «Оскара» Бену Аффлеку — но не за исполнение друга главного героя, а за лучший оригинальный сценарий. С «Оскаром» пришли деньги и слава, которыми, впрочем, Аффлек, по его же собственному признанию, не смог распорядиться по уму:

Я определенно замечал, что меня не беспокоят некоторые вещи. Есть актеры, которые говорят своим агентам: «я не могу делать это», «я не могу делать то», «эта роль меня выставит в неправильном свете». Так вот: мне все равно. И это очевидно — потому что по моему пути вы легко можете проследить, что своей карьеры я не выстраивал!

Сразу после работы в «Умнице Уилле Хантинге» Бена Аффлека можно было увидеть в «Армагеддоне» (1998) и «Догме» (1999) — фильмах, довольно разных по жанру, но со сходной тематикой: и там, и там речь шла о своего рода конце света, хотя первый был крупномасштабным боевиком с огромным бюджетом и немалыми сборами, а второй — частью комедийной пенталогии, рассказывающей о выдуманной вселенной Кевина Смита, с которым Аффлека связывала дружба и довольно тесное сотрудничество.

Вселенная Кевина Смита

«Догма» (1999) снималась как продолжение ряда фильмов о Вселенной View Askew известного молодого автора комиксов, режиссера-комедиографа и актера Кевина Смита. Кстати, Бен Аффлек и Кевин Смит были знакомы задолго до «Умницы Уилла Хантинга»: многие высказывали свои подозрения, что Аффлек не без помощи Смита написал оскароносный сценарий.

Первой совместной работой была комедия «Лоботрясы» (1995), затем вышла лента «В погоне за Эми» (1997), которая не принесла больших средств, но была показана на фестивалях независимого кино, что сделало Аффлека заметным среди молодых звезд. Наконец, в «Догме» Аффлек, будучи знаменитостью после «Умницы Уилла Хантинга» и «Армагеддона», сыграл одну из главных ролей (в паре с Дэймоном) — падшего ангела Бартлби, жаждущего вернуться на небо и преодолевающего ради этого всевозможные преграды.

Роль Бартлби, как и изобретательное противостояние сил ада и рая, не требовала особых технических данных от исполнителя, ни утонченного психологизма. Сам по себе материал комиксов Кевина Смита не подразумевал драматической проработки и отрисовки характеров: комедия положений и остроумные диалоги делали свое дело. Да и Аффлек находился не в лучшей своей форме, чтобы привнести в материал что-то удивительное и уникальное — достаточно того, что фильм был высоко оценен критиками именно как сатира:

Не каждый день вы сможете увидеть фильм, который начинается как сатира, а заканчивается благоговейным преклонением, но в случае с Кевином Смитом это зачастую одно и то же (Entertainment Weekly)

Продолжая работу со Смитом, Бен Аффлек появился в следующей части комиксов «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001), а также в откровенно провальной романтической комедии «Девушка из Джерси» (2004) и не самом удачном сиквеле «Клерки-2» (2006), на чем совместное творчество Аффлека и Смита как актера и режиссера завершилось. Аффлек был везде одинаков: не блистал ни талантом, ни техникой, ни мастерством. Но его можно было понять — от него никто не ожидал ничего подобного. Достаточно было играть чуть лучше «Американского пирога» — и ладно.

В тех же проектах, которые создавались другими режиссерами, как, например, «Перл-Харбор» (2001) и «Цена страха» (2002), ему по-прежнему недоставало убедительности и веса:

Хотя господин Аффлек может быть очень привлекательным в роли добропорядочных молодых людей, находящихся на пороге зрелости, ему попросту не хватает серьезности для драматической роли…

Эпоха комиксов

Для любого мальчишки Нового Света комиксы все равно что сборник мифов и легенд народов мира. Бен Аффлек не исключение: он неоднократно признавался в своей любви к рисованным историям и в особой слабости к супергероям. Его работа со Смитом — лишнее тому подтверждение: Вселенная View Askview ничем не отличается от детально проработанных миров Бэтмена и Супермена классических комиксов, перед которыми Аффлек преклонялся, будучи еще ребенком.

Поэтому-то в 2001 году актер с удовольствием принял предложение сыграть в экранизации комиксов одной из самых известных американских студий Marvel. Фильм «Сорвиголова» вышел в 2003 году.

Сорвиголова

Аффлек исполнил роль Мэтта Мердока — Сорвиголовы, одного из персонажей, населяющих Вселенную Marvel. Его герой — слепой адвокат, обладающий тончайшим слухом и использующий эту суперспособность для спасения невинных горожан. По ночам, как это водится среди супергероев, он в костюме Сорвиголовы борется со злом.

Первоначально на роль Сорвиголовы — Мердока был приглашен Вин Дизель, затем студия рассматривала Гая Пирса и даже Мэтта Дэймона — однако Аффлек с его актерской всеядностью оказался как нельзя более кстати: если его предшественники сомневались в проекте, Бен, напротив, бросился с радостью претворять в реальность детскую героическую фантазию. Как истинный поклонник комиксов, он прочитал все серии про Сорвиголову и постарался сыграть героя во всей красе с фанатичной страстью и присущим ему педантизмом.

Каждый из нас забирает из детства что-то крайне важное… История Сорвиголовы — это то, что забрал я. Я не мог себе представить, чтобы кто-то другой работал над этой картиной, потому что мне было страшно, что что-то пойдет не так и целый комикс будет просто испорчен.

Фильм собрал хорошую команду: Бен Аффлек играл в дуэте с будущей женой, Дженнифер Гарнер, также в проекте приняли участие Джон Фавро и Колин Фаррелл. В общем и целом, его оценили неплохо, хотя и отметили излишний трагизм в трактовке образа Сорвиголовы, который сделал героя похожим на Бэтмена.

Многие критики сошлись на том, что Аффлек и Гарнер прекрасно дополняют друг друга, они очень гармоничны и делают фильм еще более привлекательным, несмотря на то, что

это не великий фильм, даже не сильно оригинальный. Однако в нем есть много интересных находок и приятных наблюдений (Wall Street Journal).

А вот зрители в своих оценках были куда злее и бескомпромисснее: в 2003 году именно за «Сорвиголову» Аффлек получил свою вторую «Золотую малину», как анти-премию за «худшую мужскую роль» года. Не помогло даже то, что Бен Аффлек вжился в образ Сорвиголовы и новый автор серии комиксов про Daredevil, созданной после экранизации, опирался в своих набросках на актерскую трактовку героя, предложенную именно Аффлеком. Не удивительно, что этим автором по заказу студии стал Кевин Смит: Аффлек вдохновил друга на продолжение истории, так что можно сказать, что Бен внес несомненный вклад в развитие комикса, дважды воплотив детскую мечту.

Смерть Супермена

Впрочем, на «Сорвиголове» отношения Бена Аффлека с супергероями не закончились. Спустя пару лет он был выбран на главную роль для проекта «Голливудленд» или более известного в российском прокате как «Смерть Супермена» (2006).

Этот биопик рассказывает о детективной истории, связанный с голливудской звездой 1950-х годов Джорджем Ривзом, культовым исполнителем роли Супермена в сериале 1951 — 1958 года. По легенде, Ривза нашли мертвым в его доме в возрасте 45 лет: несмотря на то, что многие поддерживали версию о самоубийстве, нашлись и те, кто обвинял в заговоре против «Супермена» владельцев студии Метро Голдвин Майер — недаром с женой одного из боссов у Ривза был роман. Мать Ривза нанимает частного детектива (в исполнении Эдриена Броуди), который должен распутать историю и найти виноватых.

Готовясь к роли, Аффлек опять очень тщательно подошел к изучению всего огромного пласта материала, который должен был помочь ему раскрыть «трагедию» Ривза.

Джордж Ривз действительно был очень знаменит. Он был идолом в 50-х годах, он получил то, о чем всегда мечтал, но это его и уничтожило. Вот что мне было интересно в нем самом и в его истории. На нас с режиссером Алленом Култером лежала огромная ответственность: нам предстояло понять, что он был за человек, чтобы я мог сыграть его максимально достоверно. Поэтому я перелопатил кучу информации, был крайне внимателен ко всем деталям. К счастью, про Ривза очень много написано. К тому же я посмотрел 104 серии сериала “Супермен”, много его фильмов, даже “Унесенные ветром”, где он сыграл совсем маленькую роль. Все это мне очень помогло.

Действительно, проработка образа дала о себе знать: актер впервые был удостоен сразу нескольких премий — в том числе Золотого Глобуса и Кубка Вольпи на Венецианском фестивале 2006 года. Но и не только:

Ирония заключается в том, что пережитый опыт самого Аффлека сделал актера прекрасно подготовленным к исполнению роли Ривза (Rolling Stone)

Критики не могли обойти стороной скандальную историю расставания Бена Аффлека и его экс-подруги Дженнифер Лопес. Во многом они видели параллели между Аффлеком и Ривзом. Жизнь актера рассматривалась под микроскопом, изучалась и преподносилась в числе самых востребованных светских новостей: что едят обрученные, где пьют, как спят и проводят свободное время. Внезапная популярность (не заслуженная актерским талантом или выдающейся общественной деятельностью) не оставляла шансов: как и Ривз до него, Аффлек перестал принадлежать себе, что не могло не сказаться на личности актера и на качестве игры.

«Смерть Супермена» стала своего рода терапией для Аффлека, высвобождением и уходом от неудач последних лет.

Многие умные люди выбирают странные вещи. И иногда им везет — и это работает. Но каждый имеет и что-то неудачное в своей карьере. У меня же неудач было чуть больше. Когда я посмотрел на все, что сделал, я решил: «Я работал недостаточно упорно. Я не был терпеливым. Я не посвящал себя целиком своей работе». И сделал свой выбор…

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

К комиксам актер вернется спустя 10 лет: в 2013 году Зак Снайдер и DC Comics анонсируют продолжение истории про Бэтмена — и на этот раз главного героя франшизы сыграет Бен Аффлек. Поклонники уже успели обвинить Аффлека в том, что он испортил «Сорвиголову» и что он недостаточно хорош для Бэтмена после Кристиана Бейла.

Однако Аффлек сам первым заявил, что он не собирается делать из Брюса Уэйна очередное унылое чудовище типа «Сорвиголовы»: будучи самым старым актером, которого выбрали на роль Уэйна, он должен воплотить опыт, мудрость, усталость и разочарование в прежних ценностях — вместе с силой и мужественностью, — все те качества, которые по мнению Зака Снайдера, присущи Бэтмену в начале франшизы.

Это уникальный подход к Бэтмену, который тем не менее не идет наперекор мифологии. Он меня воодушевил. И внезапно мне открылось понимание персонажа. Когда люди увидят фильм, это будет иметь больше смысла, чем сейчас или даже чем для меня изначально. Не хочу выдавать подробностей, но идея в новом Бэтмене заключается в том, чтобы не пытаться соревноваться с Бэтменом Кристиана Бейла и Кристофера Нолана, но при этом существовать в рамках канона. Наша версия персонажа будет старше и мудрее, особенно в плане сравнения с Суперменом Генри Кавилла.

Согласно планам студии, «Бэтмен против Супермена» выйдет в марте 2016 года и станет первым из трех фильмов, посвященных «Лиге справедливости».

Бен Аффлек — режиссер

Что касается режиссуры… Знаете, когда я снимался в фильме «Голливудленд», я был уверен, что самое главное в работе над картиной — это я и то, как я играю Джорджа Ривза, какие исследования я провел и все такое. А теперь, сам став режиссером, я понял: главное — это режиссер и то, что он делает. Я знаю, как это тяжело.

В 2006 году Аффлек приступает к съемкам фильма по собственному сценарию, в основу которого был положен роман Дэнниса Лихейна. Первый игровой фильм «Прощай, детка, прощай» стал большой совместной работой Бена и Кейси Аффлеков, причем Бен занял кресло режиссера, отказываясь от участия в проекте в качестве актера. А главную роль в криминальной драме получил Кейси.

В успех фильма не верил никто, за исключением жены Аффлека и Дэймона: репутация не самого удачливого парня прочно закрепилась за новоиспеченным режиссером, а его последние проекты все, как один, были посредственными. Впрочем, криминальная история исчезновения и поисков 4-летней девочки в трущобах Бостона, разыгранная пятью первоклассными актерами — Эд Харрис, Морган Фримен, Кейси Аффлек, Эми Райан и Мишель Монахэн — оказалась невероятно сильным дебютом.

Я всегда беспокоюсь о своих актерах — чтобы они смогли выдать лучшее, на что они способны. И потому я даю им любое время и выполняю их условия, и я стараюсь прочувствовать то, что им придется сыграть — чтобы не просить сделать что-то, что не имеет смысла. А это уже многое…

Критики не смогли удержать своего изумления — острейшая этическая и социальная дилемма, вокруг которой развивается действие, выдержанная от начала и до конца атмосфера тревожного ожидания, подкрепленная и операторской работой, и музыкальным сопровождением, прекрасное актерское мастерство — все это сделало ленту Аффлека в их глазах одной из самых достойных картин года.

Аффлек-режиссер продемонстрировал блестящее чутье — и не в последнюю очередь потому, что позволил Кейси сыграть роль молодого парня, который оказывается не столь умным, сколь ему хотелось бы… (Entertainment Weekly)

Город воров

Окрыленный успехом, в течение следующих лет Бен Аффлек играет в ряде разножанровых постановок в основном второстепенные роли. И одновременно работает над сценарием второго своего фильма «Город воров» (2010).

Присущие первой картине черты «американского» кино, представителями которого можно назвать Иствуда, Манна, зрелого Скорсезе и О’Расселла, в «Городе воров» только окрепли. Истовый реализм, приземленность персонажей, их пропитанность «американской мечтой» и «идеей», несмотря на то, что они зачастую оказываются самыми обычными парнями из соседнего городка, хорошо скроенный сценарий и умение рассчитать темп и ритм каждой сцены — вот так видится почерк Аффлека-режиссера.

У Аффлека есть чутье настоящего режиссера. Все есть в его фильме. Это эффектный триллер, он работает вплотную со своими актерами и понимает их с полувзгляда (Роджер Эберт)

В адаптации современного романа Чака Хогана «Принц воров» Аффлек, по примеру маститых американских режиссеров, исследовал вдоль и поперек жизнь Чарльстона, своего рода бостонской Маленькой Италии… Поколениями прототипы его героев грабили банки, по мелочи и не очень нарушали закон, были крутыми парнями и отсиживали не один срок, прежде чем вернуться в родной город и стать чем-то вроде живой легенды. Вырваться из этого порочного круга почти невозможно: в какой-то момент среда оказывается куда сильнее личности — об этом и сказ.

Острый глаз режиссера, наблюдательность, его внутреннюю уверенность и мастерство в один голос хвалили критики и зрители. Даже то, что Аффлек решил исполнить сам главную роль в своем фильме, не омрачило заслуженных дифирамбов.

Захватывающий, мощный, основанный на исследовании характеров фильм, который сочетает ограбление с романтикой и закрепляет за Аффлеком репутацию актера с оригинальным режиссерским даром (Los Angeles Times).

Операция Арго

Третий и последний завершенный к 2016 году фильм Бена Аффлека (удостоенный премии Американской киноакадемии как лучшая картина года) представляет собой добротно скроенное, как коричневый твидовый двубортный пиджак, воспоминание о былых подвигах американских спецслужб.

Director BEN AFFLECK on the set of “ARGO,” a presentation of Warner Bros. Pictures in association with GK Films, to be distributed by Warner Bros. Pictures.

Он и выполнен как стилизация под кинофильмы 1970-х годов — и здесь опять нельзя не вспомнить Скорсезе и Иствуда, которые, несомненно, оказали влияние на визуальный стиль. Действительно, местами картина напоминает известные шедевры конца 1970-х годов, например, «Вся президентская рать» и «Убийство китайского букмекера», которые были использованы режиссером для постановки сцен в офисе и на улицах города.

С особой точностью подобраны костюмы персонажей. Широкие оправы и массивные воротники, крупные узлы на галстуках, необычные цвета жакетов и жилетов, удлиненные силуэты, как и специальные кинематографические приемы (растягивание кадра, зернистость пленки, теплые фильтры, крупные планы и плавающие движения камеры), создают особую атмосферу «воспоминаний» и иллюзию зрительского эмоционального, если не физического, присутствия внутри картины.

Но при всей «жизненности» и «натуральности», «Арго» — картина в высшей степени искусственная. Фильм делится на две части: от шпионской драмы в нем — молчаливый главный герой (исполненный Аффлеком), острый сюжет и нарастающее напряжение. Есть и комедийно-буффонадное начало, которое лишь подчеркивается нарочито драматизированными диалогами «настоящих» героев и тщательно выстроенными сценами в кадре. Ближний Восток источает опасность и заставляет нас вместе с героями-пленниками считать секунды. Старый Голливуд, пришедший на помощь в виде плутоватого Гудмена и очаровательного Аркина, напоминает, что жизнь — театр… И важно, какой выбрать сценарий и как сыграть свою роль.

С Аркиным и Гудменом связано и ощущение уюта, которым картина буквально пропитана, вопреки неимоверному напряжению, в котором зритель остается до самого конца картины. И именно дуализм уюта и неподдельной тревоги ставит «Арго» в один ряд с выдающимися картинами, сделанных в стиле саспенс.

Возвращение в драму

У меня была роскошная возможность создать «Арго» и «Город воров» — фильмы, которые не требовали от меня немедленных продаж. Роскошная возможность сначала выпустить свои фильмы, а уж потом ждать, как их оценят. Я научился думать. Я мог преуспеть и в равной степени провалиться, но я действовал сообразно своим внутренним инстинктам. И это здорово… Я был потрясен восприятием «Операции Арго»: фильм стал одним из самых больших профессиональных достижений в моей жизни. А сейчас я захвачен работой с Дэвидом Финчером в «Исчезнувшей» и собираюсь снять большую гангстерскую притчу под названием «Ночная жизнь».

В 2014 году Бен Аффлек сыграл главную роль в психологическом триллере Финчера «Исчезнувшая» — пожалуй, самой ожидаемой экранизации года. Ради работы с Финчером ему пришлось на время отложить свой собственный проект. Но игра стоила свеч: можно сказать, что «Исчезнувшая» стала мощным возвращением Аффлека в большое кино после исполнения ролей либо в своих картинах, либо в сериалах и эпизодах.

Актер в буквальном смысле набрал вес (готовясь к роли Бэтмена, Аффлек наращивает мышечную массу — и это видно по его герою, Нику Данну), он уже далеко не столь юн и беззаботен, как раньше, и обвинения в легкомысленном поведении — последнее, что придет на ум при просмотре фильма с его участием.

Режиссерский опыт также не мог не сказаться на стиле игры. Аффлек стал более пластичным, точным и даже в какой-то мере уточненным (хотя определенного рода угловатая скованность до сих пор присуща и его героям, и ему самому). Его дуэт с Розамунд Пайк — прекрасный образец высокого артистического мастерства. Актеры дополняют друг друга, будто на самом деле являются супругами и хорошо знают слабые и сильные стороны, они также смогли передать все стадии отношений: от отдаления и недоверия до ненависти, в которую переросла их страсть.

В какой-то момент легкая, изворотливая, хитрая Пайк и простодушно-незатейливый Аффлек меняются местами, что еще больше затягивает зрителя и заставляет гадать о том, какой же все-таки будет концовка этого триллера-ловушки.

Хирургически точный, мрачно смешной и абсолютно завораживающий в течение всех свои 149 минут, этот тяжелый, но захватывающий психологический триллер представляет исключительный сплав материала и режиссуры (Variety).

В 2015 году Бен Аффлек планировал завершить два больших проекта и как актер, и как режиссер. Речь идет об исполнении им культовой роли Бэтмена и о съемках “Ночной жизни”, экранизации нового романа Дэнниса Лихейна, рассказывающего о событиях времен Великой Депрессии.

В целом же, Аффлек уверенно продолжает намеченную им десять лет назад линию режиссера “американской” волны, добротного, мастеровитого и внешне простого, чье изображение жизни порой не уступает самой реальности. Награды крупнейших фестивалей и премии последних лет — лучшее тому доказательство.

Share