Гленн Клоуз

Гленн Клоуз считается одной из самых выдающихся кинотеатральных актрис современной Америки: ее стиль игры, живой и одновременно невероятно правдоподобный, сделали Клоуз фигурой международной величины, востребованной на сценах многих театров и студий.

Она может обнажить множество уровней в роли или даже в одном единственном моменте. Клоуз — гибкая актриса, которая может исполнить тончайшие нюансы (Inside the Actors Studio)

Сегодня ее карьера насчитывает более 40 лет — и назвать ее успешной можно в каждой из ролей: актрисы, певицы, продюсера. Универсальность ее таланта принесла ей три Эмми, три Тони, два Золотых Глобуса и 6 номинаций на Оскар. Гленн Клоуз на настоящий момент считается рекордсменом по числу “неполученных” статуэток, но безусловно заслуженных.

Когда вы смотрите на топ-10 актрис за последние 80 лет, вы видите там в начале списка Бэт Дэвис, Кэтрин Хэпберн и Мерил Стрип. Но я уверен, что Гленн Клоуз определенно должна быть в этой десятке из-за этого удивительного сочетания ее внутренней силы, ролей, которые она выбирает, и ее настойчивости. По правде говоря, она берет роли куда более сложные, чем большинство других актрис (Cari Beauchamp).

Аристократический профиль

Гленн Клоуз происходит из аристократической семьи — ее предки когда-то стали основателями того города, в котором ее семья живет на протяжении 18 поколений.

Детство Гленн прошло в Коннектикуте, а когда отец занял пост главного врача в клинике Западной Африки, ей пришлось сначала переехать к нему, а затем продолжить обучение в Швейцарии.

У меня нет никаких сомнений, что дни, когда я проводила свободное время,  бегая по лугам и полям Коннектикута, не ограничивая свое воображение ничем, играя любого персонажа, которого требовали наши детские игры, является главной причиной, по которой актерство всегда казалось мне естественным состоянием.

До середины 1960-х годов Гленн проводила время как волонтер в составе хора религиозной общины “Up With People” и окончила колледж “Розмари Холл” в 1965 году.

Когда ей исполнилось 22 года, она наконец-то порвала с хором и поступила в университет на отделение театра и антропологии. Именно там ей впервые пришлось выступать на студенческой полупрофессиональной сцене, а затем брать серьезные уроки театральной игры у преподавателей театрального отделения.

В 27 лет Гленн Клоуз начала свою карьеру театральной актрисы: в 1974 году ей поступило предложение сыграть в спектакле Love for Love. Так уже совсем не молодая аристократка попала на бродвейскую сцену

1980-е: Бродвей и Голливуд

Наступило целое десятилетие, когда Гленн появлялась в самых громких бродвейских постановках модных и популярных современных драматургов и режиссеров. Ее роли в “Барнуме” (1980) и в “Настоящей вещи” (1983) принесли ей две премии Тони как лучшей театральной актрисе года.

Театр — это то место для меня, где ты развиваешься, как артист. Я очень уважаю киноигру, однако на сцене у вас нет редакторов и монтажеров, вам не приходится озвучивать себя. И у вас нет крупных планов. У вас только ваши коллеги и зрители. И химическая реакция, которая либо случается, либо нет.

После “Барнума” Гленн Клоуз пригласил к себе Джордж Рой Хилл, режиссер, который искал актрису для фильма “Мир по Гарпу” — экранизации романа Джона Ирвинга, где главную роль должен был сыграть Робин Уильямс. Гленн предложили роль матери Уильямса — писателя, Дженни Филдс, феминистки и активистки. Несмотря на то, что разница в возрасте Клоуз и Уильямса была всего 4 года, Гленн согласилась.

Кинодебют Клоуз стал откровением для критиков: многие отмечали особенно ее игру — захватывающую, искреннюю, очень насыщенную, очень энергичную. Фильм принес  ей первую номинацию на Оскара как лучшей актрисы второго плана. Собственно, через год будет “Большое разочарование” (1983, роль была написана непосредственно для Клоуз), а потом еще “Самородок” (1984) — и за каждый из них Гленн Клоуз будет номинирована Киноакадемией как лучшая актриса второго плана. И ни за один из них так и не получит своей награды.

Гленн выдает одно из тех легендарных выступлений, о которых люди будут говорить спустя многие годы. Актриса головокружительно рискует, забираясь так далеко, что вы боитесь, что она в один прекрасный момент сломается. Но даже не надейтесь — сломается кто угодно, только не она (New York Times)

1980-е для Клоуз стали самым ярким и самым плодотворным десятилетием как на Бродвее, так и в Голливуде. После возрастных и “материнских” ролей она стала больше внимания уделять совсем иным амплуа — перед своим агентом Клоуз поставила задачу найти что-то совершенно иное, боясь застрять в “образе” леди бальзаковского возраста.

При этом она продолжала брать уроки драматического мастерства, постоянно совершенствуясь. До сих пор Гленн Клоуз известна как актриса, которая не пропускает ни одной репетиции.

Вам нужно достичь определенной откровенности, открытости, и если вы не откроетесь, вы потеряете искренность, будете безжизненным. Это то, как мы устанавливаем связь с космосом…

В 1985 году она сыграла главную роль в комедии “Макси” в паре с Мэнди Патинкин. Ей достались самые лестные отзывы критиков и номинация на Золотой Глобус, однако фильм провалился в прокате. В этом же году она попадает в первый свой триллер “Зазубренное лезвие”.

Партнером на площадке становится звезда первой величины и любимец женщин, Джефф Бриджес. Гленн вскочила в этот “поезд” в самый последний момент: Джейн Фонда, за которой студия закрепила роль и которую с нетерпением ждали продюсеры фильма, настаивала на внесении изменений в сценарий. С ней не удалось договориться и играть в этой криминальной ленте Маркуанда пришлось Клоуз, про которую продюсер картины, Мартин Рансохоф, сказал, что она “слишком страшна” для главной роли…

Маркуанд настоял на участии Клоуз в фильме, а вот Мартина Рансохофа пришлось с площадки удалить — таковым было непременное условие работы над лентой Гленн Клоуз. Рансохоф ходатайствовал перед студией, чтобы Клоуз и Маркуанд были уволены — однако студия отказала продюсеру, поскольку никаких нареканий к работе Клоуз и Маркуанда ни у кого не было.

“Зазубренное лезвие” стало огромным успехом и Маркуанда, и Клоуз, и Бриджеса: фильм получил потрясающие отзывы, большие кассовые сборы и гремел вовсю на лучших мировых фестивалях.

Гленн играла роль адвоката по уголовным делам, Тэдди Барнс, которая защищает богатого и известного бизнесмена из Сан-Франциско (Джефф Бриджес), которого подозревают в двойном убийстве: жены и служанки. Будучи в оппозиции к суду и прокурору, Тэдди симпатизирует своему клиенту. Более того, у нее всегда есть одно правило: работать с теми, кому она полностью доверяет и в невиновность которого она верит. Триллер разворачивается таким образом, что в каждой новой сцене у зрителей есть все карты: мы можем найти доказательства вины подозреваемого и подопечного героини Клоуз, равно как и доказательства его невиновности.

Клоуз — центр фильма (Chicago Sun Times)

И хотя в картине играют очень популярные голливудские актеры, Гленн Клоуз, по мнению многих, является сердцем картины, его центром, его ядром. Она задает атмосферу саспенса, жутковатую и острую одновременно. Она наполняет кадр и эротизмом, и ощущением опасности. Именно Гленн — безусловная звезда “Зазубренного лезвия”, та, чей талант и чья харизма делают фильм выдающимся из череды триллеров конца 1980-х.

Лучшие кинороли

Кстати, говоря о триллерах, следует упомянуть фильм, который перевернул карьеру Гленн Клоуз, раз и навсегда закрепив за ней место кинодивы. Это “Роковое влечение”, эротический психологический триллер Эдриана Лайна, который вышел на экраны в 1987 году и был назван “лучшим в десятке фильмов года” по версии Национального совета кинокритиков США.  Что касается кассовых сборов, он принес своим создателям 320 млн долларов, став самым прибыльным фильмом года.

“Роковое влечение” открыло перед Голливудом новую эру — эру психологического триллера, обозначив главного злодея не в лице маньяка-убийцы, а в виде неуравновешенной и потому еще более привлекательной красавицы-психопатки, чьи манипуляции с реальной человеческой жизнью порой ничем не отличаются от выдумок и сочиненных историй. Недаром за Алекс Форрест (героиня Гленн Клоуз в “Роковом влечении”) в Голливуде открывается дверь для целого ряда героинь — писательниц, разного рода фотографов, ученых, дам утонченных профессий, достигших больших высот на профессиональном поприще, но при этом опасных и психически больных.

Мне нравится химия, которую можно создать на сцене между актерами и аудиторией. Это на молекулярном уровне, когда энергия идет от вас в зрительный зал и обратно. Я начинала в театре и когда впервые пришла в кино, мне казалось, что моя энергия взорвет камеры!

Не красивая (в хичкоковском понимании, в понимании золотого века Голливуда, среди длинноногих моделей и ярких юных дев), но невероятно пластичная, харизматичная и живая Клоуз задала моду на “неправильных” блондинок и характерных актрис. Теперь уже не Джефф Бриджес носился по прекрасно обставленному дорогому дому с зазубренным лезвием, а утонченная аристократка с университетским образованием и расстройством личности угрожает убить семью преуспевающего и лживого адвоката-изменщика.

По крайней мере, сюжет “Рокового влечения”, где играли безукоризненный Майкл Дуглас и совершенно безумная Гленн Клоуз, в том или ином виде повторялся неоднократно после успеха фильма.

Роль Алекс Форрест была признана “иконической”: для ее разработки Гленн Клоуз советовалась с психиатрами, посещала клиники и перелопатила огромное количество материалов про личности с биполярным расстройством и маниакально-депрессивным синдромом.

“Роковое влечение” на самом деле стал первым фильмом, который меня вынес из ряда Дженни Филд, Сары Куперс и прочих женщин, хороших, прекрасных женственных ролей мам и взрослых леди. Так, как я готовилась к нему, — я больше никогда ни к чему не готовилась!

Съемки проходили в напряженной атмосфере. Клоуз даже получила сотрясение мозга (в сцене с разбитым зеркалом) — и 41-летняя с ужасом узнала в больнице, что беременна. Сложности были не только в том, что актеры подвергались опасности. Первая версия фильма имела совершенно иной вариант концовки: по нему роковая Алекс Форрест, брошенная любовница, которая шантажировала своего неудачного визави, кончала жизнь самоубийством. Сама Клоуз неоднократно признавала, что эта версия была верной: ее героиня отличалась самодеструкцией и должна была убить себя сама. Однако же после пробных показов зрители выбрали вариант более “семейный”: когда Алекс Форрест нападает на семью Гэллахара и ее убивает жена неверного мужа. Ради этого финала Клоуз пришлось на день прилетать в Лондон для пересъемок фильма.

“Роковое влечение” принесло Клоуз четвертый Оскар (номинация) за главную роль и репутацию самой пластичной, самой рискованной актрисы: теперь точно можно было сказать, что она берется за роли, которые не под силу многим ее коллегам. И прекрасно справляется с ними.

Опасные связи

После невероятного успеха “Рокового влечения” Гленн Клоуз была приглашена англичанином Стивеном Фрирзом на главную роль в неувядающей классической драме “Опасные связи”.

Фрирз, окрыленный успешным опытом работы с Дэниэлом Дэй Льюисом («Моя прекрасная прачечная», 1985) и Гэри Олдманом (“Навострите ваши уши», 1987), только что приехал в Голливуд.  Собственно, экранизация пьесы Кристофера Хэмптона “Опасные связи” стали его дебютом на американской земле (переложение французского романа  XVIII века Пьерра Шодерло де Лакло).

Хэмптон сделал киноадаптацию специально для Фрирза — и это было не зря: то, что имело театральный успех на Бродвее (в 1987 году пьеса получила огромное количество театральных наград), на экране выглядело бы слишком искусственно.

Оставив лучшее из пьесы и добавив оригинального материала из романа, Хэмптон сотворил прекрасный образец исторического кино, который насытили своей игрой Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер. Второстепенные роли достались Киану Ривзу и Уме Турман — которые фактически дебютировали в костюмированной трагедии, не уступив по силе и убедительности основному составу.

“Опасные связи” — тонкий, элегантный фильм, в котором томные интриги начальных сцен уравновешиваются фатальными страстями финала. Это фильм, поверхность которого ровна и холодна, и только вспышки в глазах участников и изредка повышенный голос обнажают то, какие страшные баталии происходят глубоко внутри (Роджер Эберт)

Редкие для исторических постановок яркость, актуальность, остроумие, злободневность и свежесть подчеркивали и другие критики:

Вместо того, чтобы по максимуму абстрагироваться от зрителей, фильм напротив впускает аудиторию в комнаты своих героев (Washington Post)

Гленн Клоуз и Джон Малкович воплотили главных интриганов — маркизу де Мартей и виконта Вальмонта — идеально: их диалоги перерастают в словесные дуэли не на жизнь, а на смерть. Им веришь даже тогда, когда, казалось бы, они говорят высокопарно и мыслят слишком масштабно: плотная, насыщенная игра обоих не дает расслабиться и захватывает лучше любого блокбастера.

И это снова была номинация на Оскар (уже пятый) и на первую в карьере Клоуз премию BAFTA.

Таинственный Альберт Ноббс

Последняя номинация на Оскара случилась у Гленн Клоуз за ее игру в фильме “Таинственный Альберт Ноббс” — двадцать три года спустя ее звездных выступлений в ролях маркизы де Мартей и Алекс Форрест.

В 1982 году Гленн сыграла в пьесе под названием “Альберт Ноббс” и получила театральную премию “Оби” за лучшую женскую роль (аналог Оскара). В 2010 году актриса выступила соавтором сценария и продюсером кинокартины, которую решено было снимать в Дублине.

“Таинственный Альберт Ноббс” — история женщины в начале 19 века, которая всю жизнь жила как мужчина под именем Альберт Ноббс. В суховатом, сдержанном управляющем средней руки гостинице никто никогда не заподозрил бы женщины, если бы не страшная болезнь, которая расстроила все планы мистера Ноббса, пытавшегося до последних дней сохранить свою тайну.

Гленн Клоуз сыграла великолепно: одержимость ее этой ролью очевидна, очевидно и стремление актрисы донести до каждого зрителя глубину личной драмы ее героя.

“Таинственный Альберт Ноббс” — очень камерная и минорная работа. Временами напоминающая любую экранизацию классики, она оказывается весьма эксцентричной и предсказуемой. Но Клоуз наполняет роль бедного, маленького человечка  глубиной и остротой восприятия (Philadelphia Inquirer)

Сама Гленн объясняла, что на какое-то время это стало делом всей жизни — сыграть это странное существо, подняв вопрос вокруг прав трансгендеров и транссексуалов:

Я словно бы подошла к точке, где сама себе задала вопрос: неужели я хочу прожить всю свою жизнь, отказавшись от этого вызова? Нет, я не хочу. Некоторые изменят свою точку зрения после просмотра фильма, а те, кто слишком стар или слишком зашорен, чтобы принять красоту иного, отличного от них мира, те просто должны отойти.

Мастерство Гленн Клоуз проявилось не только в том, что она в очередной раз создавала на экране потрясающе точный психологический портрет, сильно отличающийся от всех образов, сыгранных до этого: на ее плечи, как продюсера картины, лег кастинг актеров. Именно она рекомендовала Джанет МакТир, с которой вместе играла в театре, она же выбрала Риза Майерса на одну из главных мужских ролей (вместе с ирландцем Клоуз играла в фильме “Лев зимой”).
Я абсолютно уверена в том, что блестящая британская актриса Джанет МакТир никогда не думала “переигрывать” Клоуз в каждом совместном дубле, чего не скажешь о ее  персонаже — Хьюберте, душе компании, с искусственно сломанным носом, большим сердцем и умением превращать удары судьбы в ее подарки (NPR)

Ущерб

Талант Клоуз настолько огромен и настолько всеобъемлющ, что она с равной долей успеха работает не только в театре и преимущественно авторском кино.

Мне нравятся актеры, которые собираются вместе не из-за денег, но потому, что сценарий хорош и вызов интересен. Иногда я принимаю участие в таких фильмах — порой только ради одной сцены, которая может мне показаться феноменальной. Кроме того, мое присутствие может помочь независимым режиссерам получить деньги!

В 2000-х она начинает давать гастроли в лондонских театрах, появляясь в самых неожиданных постановках, которые сделали ее звездой Бродвея еще 20-30 лет назад. Трактовки ролей головокружительны, а ее умение перевоплотиться напоминает скорее магию, нежели актерское искусство.

Хорошая игра — это как магия, и там, и там вам приходится заставлять людей верить себе. Потому что только если они верят вам, затрагиваются их эмоции и люди вовлекаются. Техника в этом смысле очень важна, но она не заменяет всего. Есть прекрасные методические актеры, которые оставляют людей равнодушными. Это не мой тип игры. Как зритель, я не хочу видеть игру!

В конце 2000-х специально для нее создается роль в адвокатском телесериале канала FX под названием “Ущерб”, куда она с радостью пришла на пять сезонов в качестве самой главной героини, преуспевающего адвоката Патти Хьюз.

Патти — центр истории. Она — лучший адвокат, который берется только за самые сложные и самые яркие дела. Она еще и прекрасный манипулятор, психолог, игрок, который плетет паутину интриг за кулисами выигранных дел и громких процессов.

Не было и нет ни одного актера, живого или мертвого, чья улыбка бы пугала так же сильно, как улыбка Гленн Клоуз в “Ущербе” (The New York Times)

Главным условием игры в сериале для Клоуз было то, что он должен был сниматься в Нью-Йорке: ей не пришлось отказываться от игры в театре. Во время съемок с 2007 по 2012 годы она стала самой высокооплачиваемой актрисой кабельных телешоу, когда за один эпизод получала 200 000 долларов.

И есть за что! Ее Патти Хьюз — героиня такой же величины и размаха, такого же иконического плана, как Алекс Форрест или де Мертей. Только одна такая роль может стать ролью всей жизни, а у Гленн их было как минимум три. За сериал Клоуз получила две премии Эмми, целый ряд наград и призов, не считая огромных зрительских рейтингов и оваций критиков.

Мне кажется, моя героиня сделала очень многое для всех женщин на ТВ, поскольку она непримирима, бескомпромиссна. Она блестяща и по-настоящему хороша в том, что делает. Люди скажут “да это же зло”, “она ведьма”…  — но ведь они всегда говорят такое про сильных женщин!

Share

Diapositiva