Хелен Миррен

Хелен МирренМой успех рос медленно, но постоянно. Каждый год с того момента, как только я начала играть, я работала неустанно — и получила множество наград перед тем, как заслужить Оскара за «Королеву». Я никогда не интересовалась большими голливудскими шоу и стала принимать участие лишь недавно в некоторых из них.

Классика жанра

Британская актриса Хелен Миррен начала играть в 18 лет —  сразу после того, как попала в Национальный Юношеский театр. В 20 лет она уже исполнила первую роль в Олд Вике — шекспировскую Клеопатру.

Партия в «Антонии и Клеопатре» позволила ей подписать контракт с импрессарио Королевского Шекспировского театра. С 1966 года Хелен Миррен — постоянная актриса крупнейшего британского театрального объединения. Она сыграла почти во всех постановках, включая не только Шекспира, но и драматургов 19 века.

В 1970-х Хелен Миррен приняла приглашение сыграть в постановках Вест Энда (Лондон), где она исполнила роли Нины в «Чайке». Параллельно она выступала в пьесах современников и исполняла роли в мюзиклах.

Несмотря на большую занятость в театральных проектах, Миррен находила время сниматься в кино (хотя, по ее признанию, кинематограф всегда был на втором месте):

Театр — это всегда нечто большее: более выматывающее, более пугающее. Кино — ну, для кино нужно вставать рано утром, а мне это не нравится. Величайшая вещь в театре — это то, что ты можешь там позволить себе делать что-то, чего не повторить в кино. На сцене ты сам режиссер своего монтажа!

В общей сложности актриса сыграла почти в полусотне теле- и кинофильмов, включая любимые всей Британией телесериалы и телешоу. Среди режиссеров, с которыми она работала, был Питер Гринуэй, Тэйлор Хэкфорд, Майкл Хоффман, Ли Дэниэлс, Роберт Альтман и другие.

Елизавета

Нет ничего сложного в том, чтобы нарисовать Бога – а вы нарисуйте похоже курицу! – эта мудрость в полной степени применима к изображению на экране ныне здравствующих популярных людей, особенно в том случае, если разговор идет о самой известной из правящих ныне особ — Ее Величестве Елизавете II.
Helen Mirren The QueenПри жизни правительницу Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, Новой Зеландии и Австралии в нескольких картинах не сыграл никто, кроме Хелен Миррен. Только ей удалось воплотить образ королевы в фильме «Королева» Стивена Фрирза (2006) и спектакле «Аудиенция» Стивена Долдри (2011, в 2013 году был снят телеспектакль).

Хелен Миррен шутила, что перевоплощение в образ Королевы Великобритании было для нее абсолютно естественным: едва она надела парик и очки, изобразила характерное для королевы выражение лица и слегка опустила уголки губ — по-монарши. Впрочем, актриса лукавила: она пересмотрела все имеющиеся фотографии и видеохронику с участием Елизаветы, постоянно держала рядом с собой изображение королевы Елизаветы во время съемок. Она сама делала себе макияж, сама укладывала прическу, сама подбирала наряды.

Готовясь к роли, я изучала материалы и все больше и больше влюблялась в свою героиню, проникалась огромным уважением к Королеве.

Автор романа, по которому снимался фильм, Питер Морган, сказал, что Миррен была весьма убедительна. И к концу съемочного периода все те, кто участвовал в съемках, при обращении к актрисе обращались будто к королеве.

Фильм получил самые высокие и лестные отзывы от критиков по всему миру. Хелен Миррен заслужила своего Оскара (в тот год ей пришлось соперничать с Кейт Уинслет, Джуди Денч, Мерил Стрип и Пенелопой Крус).

Миррен — чудо: она заставляет нас сопереживать тому, что происходит на экранах — неважно, насколько мы низко готовы присесть в реверансе (Atlanta Journal-Constitution).

Снятый грациозно и с должным уважением к царствующей особе, наполненный поразительной игрой Хелен Миррен, фильм “Королева” с одинаковой глубиной и изяществом охватил и личное, и государственное (Detroit News).

В 2011 году Стивен Долдри (режиссер «Чтеца», «Часов», «Билли Эллиота») начал работу над спектаклем «Аудиенция» — пьесой Питера Моргана, которая отчасти повторяет фабулу фильма Фрирза.

audience

Сюжет спектакля прост: каждую неделю королева дает 20-минутную аудиенцию премьер-министру. Режиссер позволяет зрителям стать свидетелями истории 60-летних взаимоотношений между 12 британскими премьерами и единственной Королевой. Политика отходит на второй план: Долдри и Миррен рассказывают о человеке, который с гордостью и молчаливой покорностью несет бремя огромной ответственности за свой народ.

Миррен удалось уловить смесь удивительного и обыкновенного в Королеве. У нее будто бы есть способность видеть истинное лицо Ее Величества. И в диалогах на сцене, в советах «себе молодой» Миррен-Королева делится тем, что с королевскими привилегиями приходят одиночество и постоянный страх потерять власть (Guardian).

Впрочем, на пути к исполнению этих ролей у Миррен была своего рода тренировка: она сыграла Елизавету I Великую в мини-сериале Тома Хупера (режиссера фильмов “Король говорит!” и “Отверженные”) 2005 года.

История Елизаветы I так часто попадала в объектив, что мало что можно добавить к интерпретации истории ее жизни. Бэт Девис, Гленда Джексон, дама Джуди Денч, Кейт Бланшетт — все они в разное время играли Елизавету, каждая создала по-своему уникальный образ Королевы-девственницы.

Режиссер Том Хупер и сценарист Найлджел Уильямс предложили новый взгляд на историческую эпоху и ее главную фигуру, а прекрасная игра Миррен только добавила красок мини-сериалу. Критики отмечали, что Хелен играла на грани — так, будто Елизавета I – ее последняя роль. Она смогла показать единство нежности и невероятной мужественности, граничащей с жестокой сдержанностью, в одном человеке. Каждое движение души, каждое сомнение, стремление, чувство – все нашло выражение в игре актрисы.

RED: вооружена и очень опасна

Red2_HelenMirrenПосле 2006 года Миррен активно снималась в кино — ее можно было увидеть и в британских телесериалах (среди которых — чрезвычайно популярный «Главный подозреваемый», в котором Миррен играет детектива), и в американских лентах — «Большая игра», «Расплата», «Последнее воскресение», «Чернильное сердце», «Сокровище нации» и проч.

В 2009 году Хелен Миррен приняла приглашение сняться в комедийном боевике RED Роберта Швентке вместе с Морганом Фрименом и Брюсом Уиллисом. Известная своим комедийным даром, актриса должна была стать жемчужиной в мужском составе Фримен-Уиллис-Малкович.

Поскольку опыт игры в боевиках и криминальных драмах у нее был, сыграть Викторию — агента британской разведки и первоклассного снайпера на пенсии — не составило труда.

Ты непобедима, непредсказуема и опасна — это так заводит!

Заводит ровно настолько, что спустя два года Миррен, Уиллис, Малкович и Энтони Хопкинс снялись в продолжении шпионской комедии — RED-2 (2013). На этот раз режиссером выступил Дино Паризо, что добавило комедии живости и действия.

RED-2 легкий и смешной — от Марвиновских сумасшедших советов о том, как укрепить взаимоотношения до Дамы Хелен Миррен и ее нежного воссоединения с Хичкоком-Хопкинсом. В глазах исполнителей — хорошо знакомый огонек, который будто бы говорит: «Мы могли бы сыграть в Бондиане… И это было бы так же смешно!» (Movie Nation)

Хелен Миррен
Хелен Миррен

Хичкок

В перерывах между перестрелками и погонями Миррен и Хопкинс воплотили на экране жизнь оригинальной пары — Альмы Ревиль и Альфреда Хичкока, — имевшей огромное значение для развития кинематографа.

«За каждым «Психо» скрывается великая женщина» — недаром именно такой лозунг создатели нового биопика «Хичкок» (2013) разместили на постерах к мировой премьере фильма.

Альма Ривель и Альберт Хичкок за монтажом "Психо"
Альма Ривель и Альберт Хичкок за монтажом «Психо»

Картина посвящена не столько королю саспенса, гениальному сценаристу и режиссеру Альфреду Хичкоку, сколько его не менее гениальной и замечательной жене, Альме Ревиль, его соавтору и партнеру, которым в течение почти 60 лет она оставалась.

«Хичкок» будто бы играючи раскрывает истинную историю создания «Психо», снятого Альмой и Альфредом на собственные деньги и ставшего образцом триллера. Все, что раньше было за кадром, вдруг освещается с необычной стороны: мифическая фигура великого и ужасного А.Х. становится по-человечески понятной.

Хелен Миррен в роли Альмы Ревиль
Хелен Миррен в роли Альмы Ревиль

Вечные сомнения, ревность и эгоизм, самые обычные детские страхи, капризы и боязнь остаться покинутым и одиноким… — все это слишком далеко от того, что должно бы вязаться с масштабом гения и вместе с тем настолько близко, настолько про Хичкока, что невольно удивляешься — как же раньше не раскусили этого Волшебника Изумрудного города, как же раньше не вывели на чистую воду этого труса и циника, закомплексованного пингвина, обиженного на весь мир чревоугодника, безвольного и ни на что не способного без посторонней помощи?!

Энтони Хопкинс, несмотря на мощный и явно неудобный грим, смог передать всю двойственность и сложность характера своего протагониста. Его Хичкок получился уютным и очень живым – вот-вот он заберется на канат и с ребяческой верой в свои силы будет демонстрировать умение пройтись над бездной, не упав. Его Хичкок —гедонист и постоянный наблюдатель. В фильме Хичкок подсматривает каждые пять минут, то в щелку, то в открытую дверь, то в камеру — по-моему, эта одержимость «подглядыванием» одна из самых чудесных находок создателей фильма. Именно таким и должен быть настоящий режиссер: ценить хорошее вино, умный сценарий, красивых женщин и уметь отлично их подать.

Но Хичкок Хопкинса был бы невозможен без Хелен Миррен, как невозможен был бы настоящий Хитч без своей вечной подруги, Альмы Ревиль. В этой роли много и автобиографичного: Миррен давно замужем за известным британским режиссером, и ей ли не знать, на какие жертвы приходится идти ради совместного счастья!

Ревиль и Хичкок встретились еще тогда, когда будущий король был нищим, подрабатывал помощником монтажера на студии. Альма Ревиль была его руководителем — об этом мы как бы вскользь узнаем из уст Альмы, верной, мудрой жены гения, остающейся в тени своего экстравагантного мужа. Недаром из актерского дуэта именно Хелен Миррен была номинирована на десяток премий за исполнение главной роли. Образ созданной ею Альмы — один из самых ярких, глубоких, многогранных среди персонажей, сыгранных актрисой.

В ней есть величие творца — ведь Альма на протяжении тридцати лет (фильм повествует о событиях 1959-1960 гг.) была бессменным критиком, соавтором, со-постановщиком, со-монтажером и со-режиссером Хичкока. Есть и честолюбие, и амбиции истинного художника — как показывает фильм, может быть, художника куда более мощного, чем Хичкок. В ней есть и мудрость любящей женщины, которая верит в своего Хитча безусловно. В ней есть и материнская нежность по отношению к капризам мужа, и материнская же требовательность, есть понимание и прощение его чудачеств.

Пока Хитч гоняется за призраками, лелеет свои страхи и фанатично отсматривает на главную роль в «Психо» «холодных» блондинок, Миррен-Ревиль методично следит за его здоровьем, ведет бухгалтерию, умудряется погасить не один конфликт с менеджерами Парамаунта и избалованными журналистами, привлекает, очаровывает, колдует, пишет сценарии, монтирует фильмы, убирает сад, кормит собак…

Чтобы наконец услышать самое главное признание от своего Хитча после премьеры лучшего фильма в их совместной истории:

«Ты моя самая любимая блондинка и всегда ею была».

mirren_olivier

Share