Джоди Фостер: Комната страха

JodieКомната страха

В конце 1990-х Джоди Фостер стала сниматься с меньшей интенсивностью — она с большой охотой стала посвящать себя детям и дому, отвечая на выпады критиков о том, что зрители все реже видят ее:

Когда я работаю, мне сложно дается обыденная жизнь — дети, собаки, кошки, дом… Я становлюсь одинокой. Мне требуется время, чтобы выйти из этого состояния.

Однако 2000-е обозначили новую эпоху в ее творчестве. Если до этого Джоди Фостер с удовольствием играла в независимом кино, то новое тысячелетие стало временем блокбастеров и вернуло ее на пик популярности.

Первой ласточкой была картина “Комната страха” (2002), в которую Фостер попала по чистой случайности. Уже 10 дней Дэвид Финчер вел съемки фильма, в котором главную роль играла Николь Кидман, как вдруг актриса вынуждена была покинуть проект из-за травмы.

Чтобы не останавливать производство и не закрывать съемки, Финчер в срочном порядке начал поиски замены. В это время Фостер как раз оказалась свободна — ее желание поработать с Дэвидом Финчером совпало с его необходимостью иметь звезду первой величины в составе исполнителей.

Кристен Стюарт и Джоди Фостер

“Комната страха” собрала 30 млн в первый уикенд проката и до сих пор считается одной из самых прибыльных работ Фостер. Впрочем, сама Фостер отмечала, что ее привлекла помимо работы с Финчером возможность воплотить на экране такой типаж, которого она до этого времени не играла.

Ее героиня абсолютно потеряна: она только что прошла через горькую процедуру развода с человеком, который и старше, и богаче ее. И находится в состоянии поиска себя… или возвращения своего достоинства. Она в буквальном смысле в панике. И вот она попадает в дом, в котором ей инстинктивно совершенно не хочется жить — но обстоятельства таковы, что она должна делать то, чего ей не хочется.

Конечно, этот портрет был несколько видоизменен Джоди. Как бы сильно она ни старалась изобразить обычную слабую женщину, ее героиня все же полнп удивительной силы. Критики аплодировали ей, перечисляя достоинства ее завораживающей игры:

«В ней есть бесстрашие, ум и твердость стали, и когда все другие доводы исчерпаны, она по-прежнему может молниеносно действовать — как настоящий гроссмейстер, вскрывая одну линию атаки внутри другой» (Роджер Эберт, Chicago Sun Times).

Отважная

После успеха “Комнаты страха” Джоди Фостер стала сниматься почти ежегодно. Один за другим вышли ее новые коммерчески успешные проекты — “План полета” (2005), “Не пойман — не вор” (2006), “Отважная” (2007), “Остров Ним” (2008).

Но участие в блокбастерах вовсе не стало для Фостер шагом в сторону упрощения и собственной игры. Джоди Фостер оставалась верной себе и выбирала сложные сценарии и сложные этические коллизии, которые должны были преодолевать ее героини.

Отважная

Мне нравятся фильмы, в которых нужно делать выбор. Заставлять себя отстаивать свое мнение. Решаться.

Так, фильм Нейла Джордана “Отважная” (2007) многие критики сравнивали с “Таксистом”, говоря о том, что героиня Джоди Фостер — это Тревис Бикл 21 века.

В картине молодая радиоведущая оказывается свидетельницей убийства своего возлюбленного и жертвой насилия. Она черпает в ненависти к случайным убийцам силы, чтобы восстановиться после ужасного события. И делает месть смыслом собственного существования.

Большинство людей боятся темных сторон своей личности. Джоди Фостер — наоборот (Теренс Ховард)

Будучи втянутой в полемику по поводу трактовки образа своей героини, Фостер замечала, что никогда нажатие на курок не может быть решением ни одной проблемы. Если Бикл был эмоционально несдержанным и не отдавал себе отчет в том, что делает — героиня “Отважной” прекрасно представляет, как она меняется, что делает и к чему могут привести ее поступки.

Моя героиня – в чем-то абсолютно женский характер в этом традиционно мужском жанре.

В 2009 году она снова в статусе режиссера приступила к работе над фильмом “Бобер”, в котором главную роль дала давнему другу и партнеру по “Маверику” Мэлу Гиббсону. Из-за проблем с пост-производством, вызванных скандалами вокруг фигуры главного актера — Мэла Гиббсона — фильм довольно долго искал свою дорогу к зрителю. И вышел в прокат только в 2011 году.

Бобер

Фостер сняла историю про человека, который переживает глубочайшую депрессию и находит из нее выход с помощью ручной куклы – бобра. Бобер — альтер-эго главного персонажа, которого играет Гиббсон. Балансируя между комедией, трагедией, фантастикой и драмой, фильм представляет собой довольно тяжелое эмоциональное зрелище.

Фостер режиссер

Впрочем, Фостер никогда и не скрывала, что и этот ее фильм совсем не для всех:

Я понимаю, что это фильм не для всех. У него очень необычный сюжет. И он снят в очень необычной манере, которую не все воспримут — вот почему у фильма небольшой прокат.

Третья по счету режиссерская работа не принесла большой прибыли — 1 млн долларов за первый уикенд, однако поставила Фостер в ряд необычных независимых американских режиссеров.

Элизиум: Рай не на земле

В 2013 году на экраны вышел научно-фантастический фильм Нейла Бломкампа “Элизиум”, где Джоди Фостер сыграла в паре с Мэттом Дэймоном. Антиутопия южноафриканского режиссера получила не самые лестные отзывы — на это были свои причины: ленту обвиняли во вторичности, преемственности “Звездного пути”, повторяемости, безыдейности и выхолощенности.

Elysium

Бломкамп, получивший известность остросоциальной драмой “Девятый район”, пошел дальше в осмыслении противостояния “богатых и бедных”, пытаясь создать аллегорию сегодняшнего мира в “Элизиуме”. В фильме два центра, олицетворением которых являются Джоди Фостер и ее антипод, Мэтт Деймон. Фостер играет богатую, влиятельную, одержимую властью и идеей собственного величия Делакур. Ее правда в том, чтобы защитить элитарный рай Элизиума и не допустить вторжения мигрантов (один из них – Деймон).

Она не задается сложными вопросами и не мучается проблемой выбора: впервые героиня Фостер плоска и прямолинейна. Объясняется это во многом изъянами сценария — изначально на месте Фостер должен был быть мужчина, однако Бломкамп решил переписать образ и пригласить Фостер на роль секретаря безопасности утопического “Элизиума”. А во многом и особенностями режиссуры и работы Бломкампа с актерами: ему не нужны были глубокие трактовки и драматическая игра одной из лучших трагических актрис современности.

— Мне очень повезло, — сказал Бломкамп, — я подобрал правильных людей. Они облегчали мне работу, потому что делали в точности то, о чем я их просил и не было никаких с их стороны претензий или попыток что-то навязать мне.

Бломкампу нужна была ее техничность и четкость, о которой Фостер неоднократно говорила как о сильной стороне собственной натуры:

Я технична. Я читаю диалоги и играю сцены, прописанные в сценарии. Любой актер, который долгое время играет в кино, знает, куда встать и как говорить. Я – всего лишь член команды. Как осветитель или техник.

С этой точки зрения “Элизиум” можно считать удачным проектом, который если и не принес большого удовлетворения и не добавил популярности своим звездам, то по крайней мере пополнил копилку их жанров. Дэймон выложился как никто другой в роли анти-героя, а Фостер — она просто заполняла собой пустоту рая не на земле.

Вы привносите свою жизнь, жесты, выражения — весь этот свой скарб в свою игру — так вас видят на экране зрители. Это ваш персонаж и всегда немного вы сами. Я не понимаю почему, но зрители верят моим героям. Не важно, кого именно я играю.

Share