Кейт Уинслет: Суперзвезда


Когда люди называют меня суперзвездой, я думаю, что это огромный комплимент. Но, Боже мой, это еще и огромная ответственность!
Кейт Уинслет

Хотя индустрия кино существует уже более ста лет, за всю историю кинематографа только одна британская актриса была трижды номинирована на премию «Оскар» до наступления тридцатилетия. Сегодня каждая вторая ее роль считается эталоном актерской игры — будь то эпизодическая сцена в пародийном мюзикле или озвучка детского мультфильма. Ее появления на экранах ждут с нескрываемым трепетом и профессионалы, и любители, сходясь во мнении, что Кейт Элизабет Уинслет — живая легенда.

Небесные сознания

У каждого подростка в списке заветных желаний непременно найдется «стать звездой» или, по крайней мере, подружиться с одной из ныне существующих, чтобы погреться в лучах солнечной славы. Не исключением была и Кейт Уинслет, чье подростковое упорство вкупе с удачей и внимательными и заботливымиродителями-актерамипривели к тому, что девочка с 12 лет посещала школу драматического искусства в Беркшире и, как следствие, довольно рано начала сниматься.

Я была своенравным ребенком, очень страстная и очень решительная. Если я чего-то хотела, я добивалась этого любой ценой, и ничто не могло меня остановить.

Собственно, ничего и не остановило Кейт Уинслет, когда в 18 лет она с восторгом прочитала сценарий четвертого по счету фильма Питера Джексона «Небесные создания» (1994) и сразу же решила пробоваться на главную роль Джульет,девочки-фантазерки, чье появление в маленьком городке послужило началом трагических событий.

Продюсеры искали на роль юной мечтательницы кого то, кто действительно не принадлежит «этой реальности», чья экзальтированность и импульсивность будут не тщательно продуманной позой, а чертой характера. Отсмотрев 175 соискательниц, студия и режиссер выбрали Кейт. И хотя картина не сделала Кейт Уинслет знаменитой (и по своей тематике, и по манере съемок это авторское кино не для масс), актриса смогла привлечь к своей игре внимание многих серьезных критиков.

Разум и чувства

Следующий год принес Уинслет роль в диснеевском проекте «Первый рыцарь при дворе короля Артура»: так Кейтнаконец-то бросила готовить гамбургеры в местной закусочной в попытках обеспечить себя. А год спустя «небесное создание» из 1950-х словно по волшебству превратилось в аристократку — барышню «осьмнадцати лет», одну из тех, кто проживает свою жизнь на страницах классических романов.

Режиссер Энг Ли, которому подвластны, пожалуй, все жанры современного массового кино, взялся за экранизацию «Разума и чувств» Джейн Остин — шедевра мировой классики, адаптированного Эммой Томпсон (Оскар за лучший адаптированный сценарий). Томпсон, кстати, сыграла в картине главную роль — старшей из трех сестер Дашвуд — и пригласила на роль средней 21-летнюю Кейт Уинслет (Марианна Дашвуд).

Марианна в исполнении Уинслет — повзрослевшая Джульет («Небесные создания»), однако куда более строгая к несправедливости, бескомпромиссная и трепетная. Безграничная честность и романтический идеализм изумительно переданы актрисой: образ уже не подростка, но еще не молодой замужней женщины, «юной леди Марианны» выстраивает не постепенно, но сразу, широкими мазками, с размахом, присущим XVIII веку. Уинслет как будто не вдается в детали, а закрывает глаза и с разбегу погружается в водоворот событий «минувших дней».

Чувствуя это умение актрисы с головой уходить в контекст повествования, режиссеры будут приглашать Уинслет играть исторических, биографических или литературных персонажей, в которых безумие сильной личности будет граничить с холодностью, меланхоличной отчужденностью и абсолютным безразличием ко всему, что не касается их лично. Такой, кстати, стала Офелия, исполненная Уинслет в драме Кеннета Браны «Гамлет» (1996), Айрис Мердок в одноименной ленте «Айрис» (2001) Ричарда Айра, Мадлен Леклер в исторической пьесе Дага Райта «Перо маркиза Де Сада» (2000).

Однако вернемся к «Разуму и чувствам» — эта экранизация Джейн Остин в первые же часы своей жизни была записана в классику мирового кинематографа, собрав 135 миллионов долларов в мировом прокате и 20 с лишним престижнейших кинонаград. Для исторической постановки это немыслимый успех, который не удалось повторить пока еще ни одной ленте подобного плана.

Равно как и ни одной молодой актрисе не удалось обойти Уинслет в ее достижениях. С «Разума и чувств» началась долгая история «коллекционирования» Уинслет ее номинаций на премию «Оскар». В 1995 году она была впервые номинирована за лучшую женскую роль второго плана, получив на родине награду Британской киноакадемии как лучшая из всего актерского состава.

Титаник

По-настоящему звездным часом стало для Кейт Уинслет участие в проекте Джеймса Кэмерона «Титаник». Первый «самый дорогой и самый коммерчески успешный за всю историю кинематографа» фильм вышел в прокат в 1997 году, и с тех самых пор Кейт Уинслет неизбежно стала ассоциироваться со своей героиней, Розой ДеВитт Бьюкейтер, взбалмошной красавицей-аристократкой, влюбленной в бродягу-художника, Леонардо Ди Каприо (Джека Доусона).

Психологически ее героиня находится где-тона пересечении черт характера самой актрисы и всех до 1997 года сыгранных Уинслет ролей: Офелии, Марианны, Джульет… В трогательно-требовательнойРозе Кейт Уинслет смогла воплотить собственное кредо:

«Жизнь коротка, и мы здесь для того, чтобы прожить ее».

За убедительность и удивительную стойкость, столь любимую американцами, Уинслет была во второй раз номинирована на Оскара. Ей было всего 22 года.

Вечное сияние чистого разума

Получив относительную степень независимости от агентов и студий, а также от постоянных поисков заработка, Кейт Уинслет провозгласила «свою волю» в выборе режиссеров и студий, сценариев и партнеров по съемкам. Отныне и навсегда молодая актриса будет руководствоваться собственным вкусом, а также собственными представлениями о том, что она может и должна играть.

Люди часто говорят мне: «Вы, кажется, сделали сами сознательный выбор играть только в независимом кино». На самом деле, все не так просто. После каждого фильма я всегда думаю: «Насколько меня хватит? Насколько разной я могу быть?…Станет ли новая картина вызовом или вдохновением? И получится ли так, что я полюблю свою работу еще больше, чем сейчас?

К чести Уинслет, следует сказать, что ни ее вкус, ни ее чутье на «вызов и вдохновение» и сенсацию ни разу не подвели актрису. В 2000-хона сыграла в десятке самых популярных, не самых массовых и далеко не самых простых фильмов. И если выделять среди них наиболее «авторские», то пожалуй, стоит остановиться на экспериментальной мелодраме Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» (2004).

В этой картине Уинслет сыграла американку (в отличие от предыдущих своих работ, где ей все же чаще приходилось играть британских подданных) Клементину, выйдя за рамки амплуа аристократичных исторических барышень. Клементина прямо противоположный персонаж, застрявшийгде-тона периферии всех известных миров, а потому не принадлежащий ни одному из них. Ей сложно работать, сложно концентрироваться на одной мысли, ей сложно быть ровной и приветливой, сложно соблюдать рамки приличия этого неприличного общества… Ей в целом непросто с собой.

Постоянное трескучее электрическое напряжение, которое излучает Клементина — находка Уинслет, отмеченная кинокритиками номинацией на премию Оскар. Уже четвертой.

Однако назвать Кейт Уинслет актрисой современного артхауса сложно: с 2004 по 2008 годы она успела сняться в «проходных» для нее картинах, среди которых можно назвать мюзикл «Любовь и сигареты» (вместе с Сьюзан Сарандон), романтическую комедию «Отпуск по обмену» (вместе с Джудом Лоу) и в детективной истории «Вся королевская рать» (с Шоном Пенном). Здесь она позволила себе быть разной, не напрягаясь, — и эта легкость, безусловно, улавливается в каждой ее героине. То же самое можно сказать о мультфильмах, которые она традиционно озвучивала с 2000-х. Ее голосом заговорили персонажи мультиков «Смывайся!» и «Львиная семейка».

Дорога перемен

Когда в 2006 году вышла картина Тодда Филда «Как малые дети», современная версия «Госпожи Бовари», где Уинслет сыграла несчастливую в браке среднюю американку30-лет, можно было подумать, что ничего нового в этот образ привнести уже нельзя. Старая, как мир, история супружеских измен и расплат знала множество трактовок и должна была бы выглядеть очередной банальностью.

Но Кейт Уинслет (воспитанная на прекрасных экранных адаптациях классики Томпсон и Браны) смогла наполнить свой образ совершенно иными ассоциациями и эмоциями. Недаром ее Сара читает Шекспира, изучает антропологию и социологию и с нескрываемой печалью следит за каждым жителем маленького городка. Современная Бовари — смесь образов великой литературы, но и немножко Клементина из «Вечного сияния» и чуточку Роза из «Титаника». Эта роль стала своеобразной суммой всех сыгранных за десятилетие женских ролей, в которых ведущей темой персонажа была страсть и неконтролируемое желание, жажда жизни, какой бы они ни была.

Но одновременно, будучи итоговой ролью, Сара из картины «Как малые дети» стала прообразом героини из фильма «Дорога перемен» (2008), в котором Кейт Уинслет спустя 10 лет снова снялась с Леонардо Ди Каприо.

Ди Каприо и Уинслет оказались на съемочной площадке лицом к лицу, чтобы сыграть мужа и жену, пребывающих в чудесном возрасте — возрасте возможностей и свершений, в самом начале дороги перемен. Однако, продолжая красивую историю двух сильных и бесстрашных людей, которую рассказал Джеймс Кэмерон, создатели «Дороги перемен» (Сэм Мендес, Ди Каприо и Уинслет) лишили ее романтики и добавили куда больше натурализма и реальности в поступки и характеры своих героев.

Фрэнк Уиллер (Ди Каприо) здесь вроде бы все тот же Джек на 10 лет постарше, который быстро и легко преодолевает препятствия, любит на свой манер неистово и преданно, но амбиции и мечты сталкиваются с бытом, человеческой трусостью и слабостью, с правилами общежития. И теперь уже не гибель Титаника становится причиной конца всего, а страх не соответствовать общепринятым нормам, боязнь перемен и откуда-товзявшаяся мелочность и расчетливость. Ди Каприо сыграл здесь обычного повзрослевшего мужчину с его обычным одиночеством и обычными привычками — врать, изменять, защищать свое и отбирать чужое.

Кейт Уинслет противостоит ему, олицетворяя женское и творческое начало, любящее, трепетное, готовое к самопожертвованию, наделенное огромной волей к победе над захватывающей повседневностью. Это уже не похоже на любовь и на семью, и вскоре цинизм и приземленность одного уничтожает мечтания и жажду полета второго.

Драма Сэма Мендеса была высоко оценена — в 2008 году Кейт Уинслет получила премию «Золотой глобус» как лучшая драматическая актриса года. Фильм не удалось выставить на номинацию «Оскар» за лучшую женскую роль по ряду формальных причин — но у Уинслет в рукаве был еще один козырь.

Чтец

Преуспев во всевозможных экранизациях дневниковых записей, классических романов и исторических легенд, Кейт Уинслет была, пожалуй, самой подготовленной из современных молодых актрис к тому, чтобы исполнить совершенно неоднозначную роль в кинематографической постановке романа Бернхарда Шлинка «Чтец» (2008).

И хотя Уинслет из-засвоей занятости в «Дороге перемен» сначала отказалась от участия в фильме Стивена Долдри (ее собиралась заменить Николь Кидман), все же в самый последний момент попала в проект — и в итоге сложно представить себе на ее местекого-то другого.

В сыгранном ей монологе о поздней любви к юноше зрелой женщины, обвиненной в пособничестве нацистам и Холокосте (действие картины разворачивается в послевоенной Германии), проявился в полный рост величайший талант драматической актрисы. По замыслу режиссера, Ханна Шмиц не могла быть ни положительной, ни отрицательной — именно эта неопределенность должна была стать доминантой в актерской игре Уинслет. У Ханны нет ни яркого прошлого (покуда оно не становится предметом всеобщего разбирательства, героиня не обращает на него внимания), ее будущего не существует. Ханна живет настоящим, малыми радостями и небольшими подарками.

Кейт Уинслет создает образ, который вызывает невероятный спектр эмоций — от абсолютного отвращения и брезгливой жалости до сочувствия и симпатии. Она вызывающе красива, но не знает своей красоты; она резка и бескомпромиссна, но совершенно лишена импульсивности и экзальтированности своих ранних героинь, сыгранных в других картинах.

Она честна и прямолинейна, но ей неведомы угрызения совести и маята, присущая утонченным интеллигентным натурам.

За эту роль Кейт Уинслет наконец-то получила «Оскара» в числе других престижных наград:

2009 — премия «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана
2009 — премия BAFTA за лучшую женскую роль
2009 — премия Гильдии киноактеров США за лучшую женскую роль второго плана
2009 — премия European Film Awards за лучшую женскую роль

Резня

В 2011 году с разницей в пару месяцев на экраны вышло два фильма с Кейт Уинслет: «Резня» Романа Полански и «Заражение» Стивена Содерберга.

Первая картина была представлена на Венецианском фестивале. Фильм представляет собой тетралог (постановку пьесы авангардной писательницы, Ясмины Резы), в главных ролях снялись Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристоф Вальц и Джон С. Рейлли.

Фабула такова: «Резня» — встреча двух пар родителей, чьи дети случайно подрались на площадке. Это люди, чей образ жизни примерно одинаков, достаток схож, не различаются особо убеждения. Но вдруг повод для встречи — «извинения сторон» — становится причиной для выяснения куда более серьезных противоречий, перекрестных допросов, ссор и резких заявлений, что успевает привести к катастрофе поистине вселенского масштаба.

Полански исследует саму природу конфликта, в то время как его актеры блестяще, точно до мелочей воссоздают разные типы человеческих характеров: циника,рубахи-парня, истерички и добродетельной ханжи. Кстати, работу режиссера и текст пьесы сами актеры оценили довольно высоко:

«Нас всех объединял трепет перед грандиозным текстом Резы и великим режиссером Полански. Именно поэтому мы все сразу сдружились между собой. Ведь все мы люди, и, несмотря на весь наш опыт, мы всякий раз переживаем, прежде чем приступать к работе».

«Заражение» Содерберга также было в числе лент, показанных в Венеции: однако отчастииз-за жанра (фильм-катастрофа), отчастииз-за репутации режиссера (чуть более массовое кино, чем у Полански) в России «Заражение» вышло в прокат уже во второй уикенд октября.

В катастрофе Содерберга наряду с Марион Котийяр, Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу и Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет досталась совсем маленькая роль доктора, делающего все, ради спасения планеты от эпидемии неизвестного вируса. Но это совершенно не помешало ей в очередной раз одним своим появлением спасти ленту, добавив в нее реальности ощущений, искренности эмоций, расцветив ее красками своей убедительной и проникновенной игры.

Share