Фрэнсис МакДорманд

Фрэнсис МакДорманд к своим 60 годам снялась в 92 фильмах, многие из которых признаны лучшими из когда-либо созданных человечеством.

В 1984 году Фрэнсис Луиза МакДорманд стала женой старшего из братьев Коэнов, и роли в фильмах братьев, конечно, центральные в ее карьере, но не единственно значимые.

Если начинать считаться, то совершенно точно я приняла участие в гораздо большем количестве фильмов, чем Джоэл. И количество режиссеров, с которыми работала я, намного превышает количество актеров, с которыми работал он. Но это ничего не значит. Однажды, несколько лет назад, мы Джоэлом полетели в Канны на премьеру его фильма «О, где же ты, брат?». Там я бродила вместе с ним по красной ковровой дорожке и попала в объектив тысяч фотоаппаратов. А на следующий день наши друзья показали мне в одной газете те самые фотографии. Под одной из них имелась надпись: «Режиссер Джоэл Коэн, награжденный „Пальмовой ветвью“, и неизвестная женщина».

Коэновский триллер «Фарго» в 1996 году принес Фрэнсис премию Оскар за лучшую женскую роль. Но множество других наград она получила не за совместные работы с мужем и его братом.

Актриса трижды номинировалась на Оскара за лучшую женскую роль второго плана за роли в фильмах «Миссисипи в огне» (1989), «Почти знаменит» (2000) и «Северная страна» (2006). Среди других значимых картин с её участием — «Короткие истории» (1993), «Первобытный страх» (1996), «Любовь по правилам и без» (2003), «Королевство полной луны» (2012) и, конечно, великолепный драматический сериал об Оливи Киттеридж («Что знает Оливия?», 2014).

Тем не менее, большинство критиков считает, что если бы не магия великих комедиографов, Фрэнсис не засияла бы так ярко. Она сама отшучивается в интервью на тему “актриса, получающая роли через постель режиссера”, и иногда ее шутки смешнее шуток мужа.

Начало биографии

В 1975 году МакДорманд окончила школу, в 1979 году получила степень бакалавра искусств в Бетани-колледж в Западной Виргинии, и поступила в драматическую школу Йельского университета, где в 1982 году была удостоена степени магистра.

Соседкой Фрэнсис по комнате во время обучения в Йеле была Холли Хантер, которая навсегда стала ее близкой подругой. Они вместе переехали в Нью-Йорк и снимали жильё в Бруклине. В Нью-Йорке Фрэнсис работала кассиром в ресторане, играла в малоизвестных пьесах и несколько раз снялась в рекламе пива, чтобы оплатить аренду квартиры.

В 1984 году Фрэнсис прошла пробы в ленту «Просто кровь» — дебютного фильма начинающих режиссеров и сценаристов братьев Коэнов, и получила роль. На прослушивание МакДорманд попала случайно, по совету Холли Хантер. Тогда же 1984 году Фрэнсис успешно дебютировала на Бродвее ролью в пьесе «Проснись и пой».

Я познакомилась с Джоэлом Коэном и его братом Итаном на пробах, когда мне было 24. Итану было столько же, а Джоэл был на три года старше. Я помню, что вошла в комнату, и они сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: «Какие странные, нелепые придурки — наверное, интеллектуалы».

Дебютный фильм братьев Коэнов «Просто кровь» по словам Фрэнсис был «диким и непонятым» и вообще она рисковала, приняв предложение участвовать в нем — он мог обернуться «главным конфузом в её карьере». Однако дебют был хорошо встречен критикой, и стал “началом большой дружбы” братьев и МакДорманд.  

В середине 1980-х МакДорманд начала много сниматься: она сыграла в шести эпизодах популярного сериала «Блюз Хилл стрит», в 1987 году появилась в небольшой роли во втором фильме Коэнов «Воспитывая Аризону». А в 1988 году за роль Стеллы Ковальски в бродвейской постановке «Трамвай Желание» она получила свою первую номинацию на премию «Тони».

Драму “Миссисипи в огне” (1988) Алана Паркера, основанную на реальной истории, можно считать первым большим успехом МакДорманд в кино.

Сыграв подвергающуюся домашнему насилию со стороны мужа южанку, не разделяющую расистских взглядов окружающих, она заработала свою первую номинацию на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. Основанный на реальных событиях фильм Паркера с Джином Хэкменом и Уиллемом Дефо в главных ролях получил шесть номинаций на «Оскар».  

Действие фильмов часто происходит в городах, но авторы редко будто и правда живут в них. Алан Паркер снял фильм, сделанный инсайдером, фильм, который так хорошо знает каждый уголок и жителей этого небольшого южного города, что, посмотрев это кино, я знаю место, куда я бы пошёл за чашкой кофе. Это острое чувство времени и места — Миссисипи, 1964 — является жизненной основой фильма. Более, чем любой другой фильм, который я видел, он раскрывает суть расовых противоречий Америки. Паркер не использует мелодраму, чтобы показать, как напуганы местные чернокожие, он использует реализм.  (Chicago Sun-Times)

Несмотря на обвинения в искажении реальных исторических фактов, фильм был тепло принят критиками и зрителем. Действие происходит в Миссисипи в 1964 году, Америка «воюет сама с собой»: убийство трех борцов за права человека поднимает волну массовых беспорядков. Два агента ФБР — Андерсон и Уорд получают задание — расследовать дело и найти преступников. Фрэнсис играет жену местного шерифа, помогающая агентам в ведении дела.

“Только в бейсболе негр может замахнуться на белого, и это сойдет ему с рук” — фильм по нынешним понятиям не политкорректен, но зато выглядит подлинным и реалистичным. После “Миссисипи” МакДорманд начали узнавать, у нее появились поклонники.

Я до сих пор не могу понять, что не так с моим хромающим эго. После фильма «Просто кровь» все стали думать, что я из Техаса. После фильма «Миссисипи в огне» — что я необразованная деревенщина из Миссисипи. А после «Фарго» все решили, что я беременная блондинка из Миннесоты.

Коэны всемогущие

Совместные фильмы Джоэла и Итана Коэнов и МакДорманд включают «Просто кровь» (1984), «Воспитывая Аризону» (1987), «Перекресток Миллера» (1990), «Человек, которого не было» (2001), «После прочтения сжечь» (2008) и, конечно же,  «Фарго», принёсший Фрэнсис Оскара в 1997 году за лучшую женскую роль. Сценаристом в титрах “Фарго” указан только Джоэл, однако после того, как фильм получил Оскара за лучший сценарий, оба брата-режиссера везде фигурируют как сценаристы.

В 1995 году братья Коэны начали готовить проект своего нового фильма. Действие должно было происходить в декорациях родной для них Миннесоты. Главная роль в фильме изначально писалась под МакДорманд, и по словам Джоэла, если бы она по какой-то причине не смогла сыграть написанную для нее роль беременного детектива Мардж, он бы вовсе отказался от съемок “Фарго”.

Фрэнсис как всегда обратила все в шутку и согласилась играть Мардж. Для подготовки к роли МакДорманд никак специально не изучала поведение женщин-полицейских и решила довериться собственным инстинктам и актерскому мастерству. Как и другим актёрам, ей пришлось научиться миннесотскому акценту, ставшему визитной карточкой “Фарго”. Для имитации беременности на протяжении всего времени съёмок она носила накладные живот и грудь.

Это было впервые за 12 лет, что я спала с режиссёром, и получила роль без вопросов. Вообще, когда мне предложили роль в «Фарго», я долго отказывалась, потому что совершенно не могла понять, как можно сыграть мать, если ты сама — не мать.

Жутковатая сатирическая сага, снятая на заснеженных равнинах американского Среднего Запада, завораживает своим странным очарованием. Слоган фильма «An ordinary place, an extraordinary thriller» — “необычайный триллер в обыкновенном окружении”. В этой комедии абсурда, приправленной кровавой резней и карикатурой на шайку незадачливых преступников, есть только один положительный персонаж — отважный беременный детектив, который все время хочет есть. По сюжету один недотепа, страховой агент (Уильям Х.Мейси) нанимает двух придурковатых бандитов (Стив Бушеми и Питер Стормаре) похитить его жену с целью выкупа у ее богатых родителей. Но все пошло не так, как было запланировано, и женщина-полицейский дает им бой. По замыслу Коэнов, единственный, кто в полицейской системе Америки может распутать дело быстрее мужественных бравых коллег — нелепый беременный детектив.

Фрэнсис МакДорманд сыграла комедийную роль всей своей карьеры (Вашингтон пост)

Нужно отметить, братья Коэн специально снимали свой опус статичной камерой и на супер-общих нижних планах, чтобы горизонт не был виден. Картинка получилась непривычной для американского триллера: так снимают криминальную хронику.

МакДорманд незабываема в роли начальника полиции небольшого городка; однажды утром она проснулась, и посреди мрачной зимы бросилась раскрывать тройное убийство. (San Francisco Chronicle).

Скромный бюджет в 7 млн долларов был превзойден в прокате почти в 10 раз, и как только «Фарго» вышел в марте 1996 года, он сразу же получил высочайшие отзывы критиков. Видный американский кинокритик Роджер Эберт назвал «Фарго» «одним из лучших фильмов, что он видел» и сказал, что «из-за фильмов вроде „Фарго“ он и любит кинематограф».

Фильм навсегда полюбили зрители, и когда через много лет, в 2014 году, вышел сериал “Фарго”, вдохновленный идеей Коэнов, он тоже стал абсолютным блокбастером.

Мардж Гандерсон — один из немногих персонажей, чьи имена остаются у нас в памяти. Как Трэвис Бикл, Тони Манеро, Фред С. Доббс. Шеф полиции, она мучается приступами тошноты, ест любой фастфуд, до которого может добраться, и говорит с миннесотским акцентом. При этом она прирождённый офицер полиции, на месте преступления она правильно и быстро восстанавливает картину случившегося, не упуская мелочей, чего не удаётся её напарнику-мужчине (Chicago Sun-Times).

За роль Мардж Макдорманд получила номинации почти на все основные кинонаграды и стала лучшей актрисой по мнению Гильдии киноактёров. Влияние, оказанное «Фарго» на американский и мировой кинематограф сложно переоценить. Можно сказать, что произошел новый виток развития столько любимого в США жанра судебной драмы в сплаве с криминальным триллером. Фирменный черный юмор Коэнов возвел докудраму (то есть художественный фильм, основанный на реально имевшем место преступлении) в ранг настоящего искусства и большого кино.

Начиная с «Фарго» <для ряда фильмов> можно придумать специальный жанровый термин — pulpumentary, составленный по аналогии с rockumentary, который возник, в свою очередь, от слияния слов rock и documentary ради того, чтобы описать документальные картины о рок-исполнителях, хроникально запечатлённые их биографии и концертные туры. Pulp же позаимствовано, разумеется, из Pulp Fiction. Закономерно, что именно за «Фарго» Джоэл и Итэн Коэн были, наконец, отмечены «Оскаром» за оригинальный сценарий, тот же приз получила актриса Фрэнсис МакДорменд, а ещё до этого на фестивале в Канне жюри, возглавляемое американским постановщиком Фрэнсисом Фордом Копполой, выдало «Фарго» премию за режиссуру. (3500 рецензий)

Дальнейшее сотрудничество Коэнов и “оскароносной” МакДорманд дало миру еще несколько прекрасных кинокартин. К примеру, “Человек, которого не было” (2001, режиссеры братья Коэны) вошел в перечень лучших фильмов XXI века по версии сайта They Shoot Pictures, а также в список «Лучшая тысяча из когда-либо существовавших фильмов по версии New York Time». Этот фильм не окупился в прокате, но очень понравился критикам и публике. И нравится до сих пор.

Мне кажется, одним из самых больших моих достижений в кино является тот факт, что мне удалось сняться в черно-белом фильме («Человек, которого не было»). Но я, конечно же, немного лукавлю — фильм снимался на цветную пленку, а потом делался черно-белым на студии. Это, пожалуй, размывает мое достижение, но зато мне удалось избежать зеленого грима, который накладывали в сороковые годы на лица актеров черно-белого кино, чтобы тон кожи на пленке выглядел естественнее. И еще: люблю фильмы, характеризующиеся фразой «блин, отлично, что нам дали бабки, давай снимем что-нибудь».

Не таким удачным был опыт под названием “После прочтения сжечь”. Здесь Коэнам, кажется, изменило их чувство меры, и их шутки поняли не все. По сюжету аналитик ЦРУ (Джон Малкович), уволенный за пьянство и скверный нрав, отказался от пенсионерской должности в Госдепе и решил назло всем написать разоблачительные мемуары.

Его жена (Тильда Суинтон), которая изменяет ему с импозантным шпионом Гарри (Джордж Клуни), решилась на развод и наняла адвоката. Женатый Гарри спит также с малопривлекательной Линдой (Фрэнсис МакДорманд), которая осознает свою непривлекательность, мечтает о пластических операциях и работает в фитнес-центре с полным дебилушкой по имени Чед (Брэд Питт) и влюбленным в нее немолодым Тедом (Ричард Дженкинс).  

Сюжет закручивается как в комедии ошибок, с примесью шпионского романа и мелодрамы. Сложно сказать, почему так вышло, что шутки не особенно смешные. Казалось бы, все составные части “коктейля Коэнов” есть, а вот удовольствия от просмотра не случилось.

«Сжечь» — очевидная попытка по-скорому монетизировать оскаровский триумф «Старикам тут не место». Это быстро снятая и, видимо, еще быстрее написанная, предельно популистская комедия, где хохм (слово «шутки» слишком интеллигентно) втрое больше санитарной нормы, а голливудские звезды из первой десятки два часа ведут себя так, как взрослые люди не вели себя на экране со времен «Операции «Ы». Мелированный Брэд Питт скачет козлом, Клуни делает лицо как у бородатой лягушки, нечасто снимающаяся оскаровская лауреатка МакДорманд вообще изображает какого-то обезумевшего пожилого грызуна. Здесь через край фирменного коэновского цинизма, но нет и следа их былого чувства меры и стиля. (Роман Волобуев)

Комедийная и трагедийная актриса

Cудебная драма “Первобытный страх” (1996) режиссера Грегори Хоблит спустя более двадцати лет после выхода смотрится как, с одной стороны, предвестник “Бойцовского клуба”, а с другой — как первая серия мюзикла “Чикаго” Боба Фосса. Дебютная актерская работа Эдварта Нортона, представляющего юного Аарона с расщеплением (раздвоением) сознания, вышла весьма удачной. Его обвиняют в жестоком убийстве, а его адвокат-защитник — блестящий Марти Вейл (Ричард Гир, который будто бы разминается перед мюзиклом Фосса, где он в 2002 году сыграет ровно этого же персонажа, но уже с чечеткой и песнями).

Фрэнсис здесь досталась роль врача-психиатра, который помогает адвокату поставить Аарону диагноз. Второстепенная роль, между тем, дала актрисе возможность продемонстрировать свой пронзительный взгляд и непроницаемость, которые позже Коэны сделали иконическими.

Успех этой картины был во многом неожиданным — будучи выпущенной в прокат США в начале апреля 1996 года, она вошла в десятку самых кассовых за первую половину киносезона, которая, как известно, не считается особо выигрышной в коммерческом отношении. Но и среди всех фильмов выпуска 1996 года «Первобытный страх» остался в числе тридцати лидеров проката. Конечно, можно объяснить его удачную коммерческую судьбу присутствием кинозвезды Ричарда Гира в роли адвоката Мартина Вэйла и наличием скандальных мотивов относительно преступления на сексуальной почве, совершённого полубезумным юношей Аароном Стэмплером, которого как раз и взялся защищать герой Гира. (3500 рецензий)

Комедия “Почти знаменит” (2000) режиссера Кэмерон Кроу провалилась в прокате, не окупив свой бюджет, но получила Оскара в 2001 году за лучший сценарий. А также эта комедия была отмечена еще в трех номинациях, среди которых засветилась и Фрэнсис МакДорманд — за лучшую женскую роль второго плана. Ее также номинировали как лучшую актрису второго плана британские киноакадемики BAFTA, и Золотой глобус, и Гильдия актеров.  

Немудреная история о том, как американский подросток по имени Уильям Миллер волею случая стал корреспондентом авторитетного музыкального журнала «Роллинг Стоун», и по по заданию редакции ему посчастливилось отправиться в турне с рок-зведами — группой «Стиллуотер». Алкоголь, тусовки, фанатки-красотки и подростковые бурлящие гормоны делают жизнь Миллера праздником. Фрэнсис сыграла мать удачливого юного музжура, показав себя как великолепная комедийная актриса. Она все также невозмутима, но почему-то зритель не может удержаться от смеха.

Позже, в 2006 году, Фрэнсис сыграла в еще одной комедии. Эта работа под названием «Положись на друзей» режиссера Николь Холофсенер встретила довольно прохладный прием у американской публики, едва окупившись в прокате.

Впрочем, напрасно: история трех супружеских пар и одиночки (Дженнифер Энистон) скорее похожа на европейские комедии, в которых драмы больше, чем юмора. МакДорманд великолепно воплотила образ замужней женщины, успешной в бизнесе, но стоящей на грани личного краха. Она боится, что в ее жизни «больше не произойдет ничего удивительного», перестает следить за собой, не моет волосы и готова впасть в депрессию. Ее едкие шутки токсичны для окружающих и, в первую очередь, для нее самой. Сумеет ли она выкарабкаться, положившись на друзей и мужа? В этой квартире Фрэнсис заставила своего зрителя смеяться и плакать и поверить в то, что она — актриса широкого диапазона.

В полной мере драматический талант МакДорманд раскрылся в мини-сериале HBO “Что знает Оливия” (2014) режиссера Лизы Холоденко.  За “Оливию” Фрэнсис и Лиза собрали всевозможные кинематографические номинации и награды, включая Золотой глобус, Эмми (лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме —Фрэнсис МакДорманд), премию Гильдии актеров за 2015 год.    

Тринадцать взаимосвязанных рассказов американской писательницы Элизабет Страут (лауреату Пулицеровской премии) легли в основу четырех эпизодов мини-сериала, поставленного Лизой Холоденко. Сценаристки Джейн Андерсон («Если бы стены могли говорить 2», «Лоскутное одеяло») и Элизабет Страут («Эми и Изабель») смогли создать гимн одиночеству и показать, что такое депрессия.

Наблюдений «Оливии Киттеридж» хватило бы и на длинный телесезон, и на полный метр, но такие хронометражи привели бы к катастрофе. Фильм стал бы еще одним «Водителем мисс Дэйзи» — картиной широких мазков и густых красок. Большой сезон погубил бы огромную работу Фрэнсис МакДорманд: проведя с ее героиней столько времени, мы бы не заметили, как она вырастает и прорастает. Четыре серии по часу каждая, снятые мастером семейных драм Лизой Холоденко, оказались лучшим решением. (Colta.ru)

Пожилую учительницу математики Оливию Киттеридж (МакДорманд) маленький прибрежный городок считает ворчливой и абсолютной невыносимой. Англичанин Ник Хорнби как-то сказал, что депрессия имеет и положительную сторону — ты имеешь право вести себя как последний гад.

Главная героиня Оливия Киттеридж находится в глубочайшей депрессии, и не сдерживает себя ни на йоту — она максимально деспотична, беспощадна и прямолинейна. И к себе, и к другим. Она одинока, мечтает о суициде как единственно возможном выходе из тупика. Пронзительное высказывание о несовершенстве мира и о невозможности семейного счастья стало настоящим бенефисом МакДорманд.

Один из критиков окрестил ее психо-террористом, оставляющим после себя человеческие руины. Она буквально прожигает своим взглядом и отравляет все (и себя) своим ядом. В гениальном дуэте с Биллом Мюрреем они показали вершины актерского мастерства.

Кажется, еще со времен коэновского «Фарго» у Фрэнсис МакДорманд не было такой объемной, большой и заглавной роли. Притом что книжная Оливия была пышной женщиной и по внешним характеристикам вовсе не походила на актрису МакДорманд. Однако наблюдать, что она делает с этой ролью, — невероятное удовольствие — номинация на «Эмми-2015» у нее в кармане. По сути, МакДорманд играет вовсе не депрессивную и злую учительницу, как кажется на первый взгляд, а классического чеховского «человека в футляре» с фразой «как бы чего не вышло». Оливия словно носит кокон из меланхолии и самоконтроля, который никто не в силах пробить. (Афиша)

В образ Оливии Макдорманд привносит жутковатую атмосферу «Фарго», и делает мелодраму триллером. Сдержанность и полный отказ от все-американского кодекса голливудской улыбки делают Оливию оазисом искренности посреди повсеместной фальши.

Следить за трансформацией героини Макдорманд интересно, 20 лет ее жизни, уместившиеся в 4 серии, смотрятся на одном дыхании.

Фрэн сегодня

В определенном смысле МакДорманд выражает обеспокоенность огромной части общества, которое видит, как что-то пошло в мире не так. Она не устает говорить в своих нечастых интервью о том, что мы перестали воспринимать опыт, который приходит с годами, как дар.

Что-то сломалось в нашем обществе: старше 45 выглядеть неприлично – это касается одежды, внешности, высказываемых мнений. Все одеваются как подростки. Все красят волосы. Все озабочены тем, чтобы иметь гладкое лицо.

       

Огромное уважение вызывает ее стремление стареть достойно и ничего в себе не подправлять. Они с Джоэлом много говорят на эту тему.

Фрэнсис шутит, что мужу приходится буквально силой закрывать ей рот, чтобы она не высказала все, что думает, друзьям и знакомым, которые сделали себе пластические операции. Кажется, эта прямолинейность и ярость — часть личности ее персонажа Оливии Киттеридж.

Сегодня МакДорманд прямо заявляет, что хочет быть быть ролевой моделью не только для молодых мужчин и женщин – и не только в актерской профессии.


Share