Энтони Мингелла

Я никогда не думал о себе как о режиссере, и, как оказалось, я и не режиссер вовсе. Я писатель, которому удается снимать фильмы о том, что он написал

Случай Энтони Мингеллы феноменален — недаром его именем назван факультет драмы в родном университете и театр на родном острове. На радио идут его постановки и по всему миру продолжают ставить его пьесы… За сравнительно недолгую жизнь он успел поработать во всех сферах кино и театра — смерть писателя, сценариста, продюсера, музыканта, профессора, драматурга и, наконец, режиссера в 54 года была неожиданной: слишком много проектов, замыслов и идей осталось нереализованными. За Энтони Мингеллу заканчивали его друзья и коллеги по цеху — 2008 год стал его годом.

Театр, Радио и ТВ

А начиналось все с того, что Энтони Мингелла, устав от теоретической деятельности, которую он вел на факультете драматического искусства в университете Халла, решил перейти к практике. Он оставил написание докторской диссертации по Сэмуэлю Беккету — вместо этого написал сценарий по собственной пьесе к первому собственному же художественному фильму «A Little Like Drowning» (1978 год, длительностью 55 минут, в нем сыграли жители острова Уайт и домашние режиссера).

Строго говоря, этот сценарий не был первым опытом сценической адаптации: в 1975 году по пьесе Мингеллы к сборнику Габриэля Йосиповича (современного писателя и литературного критика) «Mobius the Stripper» был поставлен спектакль. Три года спустя Мингелла, специалист по Беккету, и сам выступил в качестве театрального режиссера. Он поставил его пьесы — таким образом дважды выйдя за рамки профессии: в театре и кино.

Окрыленный успехом и возможностью заниматься любимым делом — писать и сочинять, в 1980-е Энтони Мингелла уходит на британское телевидение. На каналах ВВС он становится редактором и сценаристом ряда сериалов. Среди них были и детские проекты типа Grange Hill, и взрослые “Рассказчик”, “Инспектор Морс”, “Бун”.

Я ни в чем не чувствую себя лучше, чем когда пишу: ни один день не радует меня так, как тот, когда мне удалось что-то написать.

Работа на ВВС позволила Энтони Мингелле закончить ряд своих пьес — и в 1980-е выходят одна за другой на лондонской сцене «Музыка китов» (New End Theatre, Hampstead, июнь 1981), Two Planks and a Passion (Greenwich Theatre, ноябрь 1984), A Little Like Drowning (Hampstead Theatre, июль 1984). В 1984 году Ассоциация лондонских театральных критиков назвала Мингеллу «самым многообещающим драматургом года». А в 1986 году несомненным прорывом стала постановка его пьесы «Сделано в Бангкоке», которую Мингелла осуществил в Вест Энде (лондонский аналог американского Бродвея). Дебют в театре Олдвич стал одним из самых заметных театральных событий сезона и принес Энтони Мингелле приз London Theatre Critics’ за лучшую работу.

С растущей популярностью увеличилось и число площадок, на которых играли его постановки. В 1987 году пьесу Hang Up  ставят на радио ВВС 4, следом идет радиоспектакль «Сигареты и шоколад» (60-минутная радиопьеса). Последняя пьеса была оценена наградой Жиля Купера за лучшую радиодраму. Надо сказать, что его радиоспектакли читали лучшие британские актеры, которые впоследствии работали с Мингеллой в кино: Джуд Лоу, Джульет Стивенсон, Билл Найи, Дженни Хоув, Антон Лессер. В мае 2008 года постановка пьесы была возобновлена на ВВС, где в знак памяти режиссера и писателя на время траура был объявлен «сезон Энтони Мингеллы».

Filmmaker Anthony Minghella, 2008

Незадолго до своей кончины Мингелла, известный меломан и страстный поклонник оперы, осуществил свою мечту и выступил как оперный режиссер — постановщик. На сцене Английской национальной оперы в Лондоне в 2005 году состоялась премьера «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини в сценической версии Энтони Мингеллы. Спектакль объездил весь мир, и в 2006 году был поставлен в Метрополитен Опера, а также записан в серии Met’s HD и после транслировался во многих кинотеатрах.

Кино

В конце 1980-х Энтони Мингелла наконец пришел в самое демократичное из всех искусств, которыми он увлекался: если не брать в расчет, конечно, его первый опыт, успешным и самым настоящим кинодебютом стал фильм «Искренне. Безумно. Глубоко», вышедший в 1991 году.

Мне интересны истории с добрым концом. Я ненавижу мизантропию и хочу верить, что все же есть возможность спастись — что надежда заставляет душу болеть, что человечество хрупкое, смешное, обычное, сумасшедшее и каждый из нас полон тоски по любви, полон ошибок любви… я хочу рассказывать истории, которые требуют от зрителей мыслить, спорить, чувствовать — потому что я сам чаще оказываюсь зрителем, нежели режиссером, я знаю, какие фильмы я бы хотел видеть.

В этой картине главные роли сыграли Джульет Стивенсон и Алан Рикман. Стивенсон — давняя знакомая Мингеллы еще по радиопостановкам. Рикман же — один из многообещающих характерных актеров начала 1990-х.

Хорошо или плохо, этот фильм важен для многих. Странно но он напрямую обращен ко многим людям, которых я встречал. Это немного удручает, поскольку он был абсолютно безболезненным в плане создания: я очень мало работал над сценарием, быстро все снял, без труда смонтировал — он был готов еще до того, как я это осознал! Мне говорили: «Как здорово ты все сделал», а я не понимал, как еще можно работать над кино — ведь у меня было только 28 дней на его создание… группа единомышленников и видеокамера.

Фабула фильма крайне напоминает вышедший в то же лето «Призрак» с Деми Мур и Патриком Суэйзи. Жена скорбит о смерти мужа, который никак не может успокоиться и, поболтавшись между небом и землей, приходит к ней в виде призрака. Да не один, а прихватывает с собой всех друзей — смотреть видео в гостиной на диване… Но есть и отличие от «Призрака»: чудесные диалоги, потрясающий язык персонажей, многослойность и сложность героев и, наконец, юмор, горький и смешной одновременно.

Энтони Мингелле удалось наполнить фильм эмоциями и смыслом, и в этом отношении картина приятно отличалась от многих похожих мелодрам.

Отмеченный многими критиками как «Призрак» для вдумчивых, фильм «Искренне. Безумно. Глубоко» написан с чувством и сыгран с очарованием. Джульет Стивенсон привносит трепещущую глубину в свою роль, которая писалась специально для нее. А Алан Рикман доказывает, что он может играть кого-то, совершенно отличного от плохих парней, роли которых принесли ему известность. (TV Guide)

Через пару лет Мингелла выпустил на экраны второй мелодраматический опус «Мистер Прекрасный», сделанный уже не на независимой британской студии, но в Голливуде. Он выступил режиссером картины, сценарий писался не им — и потому, во многом, новый фильм  Мингеллы получил очень сдержанные отклики. Если в прочих (будущих) проектах драматургия и сценарий был самым сильным местом, то «Мистер Прекрасный» — пример обратный.

Это своеобразная история любви Гаса (работяга-электрик) и Ли (работает в ботаническом саду и учится в колледже). Они развелись, Гас должен платить алименты Ли, но мечтает о собственном боулинге — и ему приходит в голову найти мужа для своей бывшей. Ведь тогда средства можно вложить в дело жизни. Впрочем, чем вдохновенней поиски нового мужа — тем больше Гас убеждается в том, что все еще любит Ли.

Главные роли исполнили Мэтт Диллон и Анабелла Шиорра, звезды начала 1990-х. Вместо того, чтобы позволить актерам показать свои сильные стороны, фильм напротив разделяет их и заставляет вписываться в схему сценария. Нелепые и странные положения, в которые попадают герои фильма, этой ситуации не улучшают —  и в итоге зритель получил стандартный голливудский продукт без какого-либо авторского видения, которым так хорош Мингелла.

Следующий фильм эту ситуацию исправил.

Английский пациент

Роман Майкла Ондадже очень кинематографичен: прекрасные образы рассыпаны на страницах мозаичного повествования, будто автор посмотрел фильм и спешит запомнить — записать его.

Энтони Мингелла сам стал работать над сценической адаптацией романа Майкла Ондадже «Английский пациент». Это многослойное повествование о Второй Мировой войне, Сопротивлении и разведке, о любви венгерского исследователя графа Олмаши и англичанки Кэтрин Клифтон. Действие происходит сразу в нескольких местах (Италия, Египет) и временных плоскостях — в памяти главного героя, английского пациента, едва живого от боли, в историческом настоящем — 1945 год, в мечтах и грезах.

И хотя многие полагали, что роман, несмотря на свою красочность, совершенно не поддается переложению в киносценарий, Мингелла принял вызов, не остановился и вместе с автором романа предложил свою версию истории.

Когда я начал писать сценарий, я подумал «Боже мой, что я делаю?!». Процесс переработки «Английского пациента» потребовал от меня соединить точки и создать понятный рисунок из пуантилистской абстракции. Любые версии были возможны — и я убежден, что те сюжетные линии, которые я выбрал для описания, рассказывают о моих интересах и моем прочтении столько же, сколько и о самой книге.  

Мингелла тесно сотрудничал с автором романа и раз 20 переписывал сценарий. Долго обсуждался со студией актерский состав. Первоначально студия «20 век Фокс» должна была финансировать производство картины, но разногласия возникли между студией и продюсерами по поводу исполнителей. В частности, Фокс настаивала на более известной исполнительнице главной роли Кэтрин Клифтон — Дэми Мур вместо англичанки Кристин Скотт Томас. После того, как продюсеры отказались от ряда студийных предложений, Фокс затормозила производство. В течение нескольких недель, пока съемочная команда и актеры были в Италии и ожидали решения студии, Мирамакс забрал себе проект.

В итоге в фильме приняли участие Райф Файнс, Жюльет Бинош, Кристин Скотт Томас, Уиллем Дефо, Колин Ферт…

Мне кажется, что фильм жесток и довольно сух — лава эмоций под очень ровной поверхностью. Одна из причин, по которой я люблю Баха, как раз эта комбинация очень формальной структуры и кажущегося сухого звука и скрытой под ними кипящей эмоциональности. Так вот одна из целей искусства — наращивать этот мускул чувств…

Почти каждый из актеров был отмечен престижной премией или номинацией, не считая Оскара за лучший монтаж, фильм и сценарий Мингелле, а также статуэтку Жюльет Бинош за удивительно глубокое и неподражаемо чувственное изображение ее героини.  Дуэт Файнса и Скотт Томас был признан одним из самых «искренних», самых «чувственных», а страсть, с которой Дефо воплотил своего персонажа, и вовсе достойна восхищения.

Хотя режиссер и считал свой фильм сухим и сдержанным, критики в один голос утверждали, что на экраны вышел самый красочный и чувственный фильм десятилетия.

Одна из самых мощных и ярких любовных историй года, безупречно сыгранная, с тонкими диалогами, хрустально чистой операторской работой и монтажом, которые позволяют достичь уровня эротизма и эмоциональной напряженности, недостающих порой похожим картинам. (ReelViews)

Талантливый мистер Рипли

Безусловный успех «Английского пациента» (9 Оскаров) снова сделал Энтони Мингеллу желанным сценаристом и режиссером в Голливуде.

Никто не хочет снимать кино. Я имею в виду, что руководитель любой студии был бы счастлив никогда не снимать ничего нового: ведь съемки фильма опасны, стоят огромных денег, бессмысленны и никто не может дать гарантий в том, как траты отобьются. Вы не можете быть уволенным за то, что вы не снимаете кино — но вас легко обвинить во всех тяжких, если вы сняли кино плохое… Еще никогда я не снимал картины, которую студия очень бы хотела сделать!

Новый проект Мингеллы и студии Мирамакс стал снова экранизацией, на этот раз романа современного автора Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В 1960 году, сразу после выхода первой книги Хайсмит про Тома Рипли, был снят фильм «На ярком солнце» с Аленом Делоном в главной роли. Авторская адаптация Мингеллы слегка отличалась и от европейской картины, и от романа Хайсмит.

Но это только улучшило фильм: убрав лишние, не кинематографичные детали, добавив саспенса в хичкоковском стиле (музыку и игру актеров), Энтони Мингелла предложил одну из лучших психодрам года.

История рассказывает о небогатом молодом человеке, чей главный талант — нравится всем и каждому, которого американский магнат отправляет в Европу привезти своего заблудшего сына домой. Юноша с большим рвением относится к поставленной задаче и становится «своим» в компании богатых американских отпрысков, зависших в Европе…

Фильм Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли», по сценарию Мингеллы и по роману Патриции Хайсмит, близок к своей цели –  стать самым наиболее рецензируемым и критикуемым кинематографическим событием 1999 года – самого безумного года в целом тысячелетии по количеству одновременно вышедших сверхдолгих, сверхамбициозных и сверхизвестных картин. (New York Observer)

Фильм фактически построен на антитезе: залитые солнцем пейзажи Италии, высокое небо, теплое море, золотая американская молодежь (Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу) на вечном отдыхе в Европе — и жутковатый психопат в исполнении Мэтта Дэймона, от чьего завистливого взгляда на происходящее становится холодно и страшно…

Это глубоко волнующий фильм. Вы можете укрыться в тени, но свет выхватывает вас и показывает – кто вы на самом деле. Единственное спасение – стать другой личностью. (New York Magazine)

«Талантливый мистер Рипли» снова был выдвинут на премию Оскар в номинациях «лучшая адаптация / сценарий» и «лучший фильм». Из актерского состава был отмечен Джуд Лоу — златокудрый мальчик, в котором Мингелла разглядел огромный потенциал и в способности которого быть больше, чем просто красивым лицом на экране, он поверил.

Эта уверенность легла в основу нового проекта, куда Энтони Мингелла пригласил Джуда Лоу уже на главную роль.

Холодная гора

Я чувствовал сопротивление Джуда выйти за рамки ослепительно хороших эпизодических ролей — готовность двигаться вперед в масштабных картинах, но нежелание брать на себя ответственность. В нем всегда была неуверенность относительно того, справится ли он с раскрывшимися перед ним возможностями…и в приятии того факта, что он не просто хороший актер — но подлинная звезда.

После успеха «Талантливого мистера Рипли» Мингелла принялся снимать новую подлинную историю любви: время действия его новой картины было перенесено в 1860-е годы в США. События Гражданской войны, ее ход и последствия стали своего рода условием и декорацией для любовной связи между дочерью пастора и деревенским плотником. Джуд Лоу сыграл роль Инмана, солдата, фактически дезертирующего с фронта к любимой женщине Аде (Николь Кидман), которая меж тем живет в жутких условиях. Ей помогает справиться с неустроенностью случайная знакомая, местная бродяжка Руби (Рене Зельвеггер).

Изысканно созданное полотно о Гражданской войне, которое сочетает в себе эпический романтизм «Унесенных ветром» с более интимным повествованием, которое красноречиво рассказывает о нашей усталости от войны сегодня. (New York Post)

Джуд Лоу признавал, что роль Инмана для него была своего рода водоразделом: до этого он никогда не был в центре фильма, ему не нужно было «тащить на себе действие»:

Знаете, что интересно? Процесс работы над фильмом никак не отличался от того, что я делал раньше… Но если ты играешь главную роль в фильме, в тебе должен быть неподдельный интерес и любовь к материалу… как у меня в отношении и фильма, и Энтони Мингеллы, — так что моя ответственность здесь и как друга и как партнера куда больше, чем как просто исполнителя главной роли.

Тонкую, серьезную, очень прочувствованную игру Джуда Лоу отметили критики и зрители. За исполнение Инмана он получил номинацию на Оскара как лучший актер. Рене Зельвеггер получила саму премию как лучшая актриса второго плана.

Энтони Мингеллу особенно хвалили за почти что старомодное пристрастие к реализму — Гражданская война показана во всех мелочах, во всех неприглядных своих деталях. Минимум компьютерной графики, даже самый мало-мальски значимый человек в массовке выглядит достоверно и исполнен драматизма.

Мрачное, пессимистичное изображение человеческой дикости и предательства, а также человеческой доброты. Режиссер-сценарист Энтони Мингелла мастерски создал интимную и эпическую картину. (The Hollywood Reporter)

Единственное, что не получилось в этот раз — по мнению все тех же критиков — химия между актерами.  Правда, в этом были склонны видеть вину блистательной (и холодной) Николь Кидман — ей совсем не удалось выйти за рамки собственной внешности: на дочь пастора при всем старании она ну никак не тянула.

Вторжение

2000-е стали временем большой востребованности Энтони Мингеллы во всех областях его удивительной творческой карьеры. Он получил орден Командора Британской империи, возглавил многие жюри и профессиональные ассоциации.

Параллельно с активной общественной жизнью он продолжил работу над художественными фильмами в качестве режиссера, сценариста и продюсера: с начала 2000-х он вместе с Сидни Поллаком выступает как продюсер многих прекрасных картин: «Айрис» Ричарда Эйра, «Переводчица» Сидни Поллака, «Рай» Тома Тыквера, «Майкл Клейтон» Джорджа Клуни, «Чтец» Стивена Долдри… Каждая из них отмечена большим количеством наград, актеры получали своих Оскаров и все фильмы можно считать классикой современного кинематографа.

Последним в ряду недаром стоит «Чтец»: Долдри и его главная звезда посвятили фильм и своего Оскара Энтони Мингелле — он не успел увидеть окончательную версию, в которой сыграли его любимый Райф Файнс (друг еще со времен «Английского пациента») и Кейт Уинслет.

Как режиссер, Энтони Мингелла завершил работу над психологической драмой «Вторжение» (2006), где опять сыграли «его» актеры — Джульет Стивенсон, Джуд Лоу, Жюльет Бинош. Из новых блондинок вместо Кидман в фильме появляется Робин Райт-Пен, не менее холодная и восхитительная. Бинош традиционно эмоциональна и притягательна — что и положено ей в ее образе. Фильм рассказывает об истории одной кражи со взломом — объектом выходки становится буржуазная семья, глава которой — архитектор Джуд Лоу — неожиданно для себя влюбляется в мать воришки, красавицу-эмигрантку. Адюльтер становится не только спасением, но и наказанием героя.

«Вторжение» полон интересных персонажей, тонко сыгранных сцен, забавных диалогов — особенно у Мартина Фримана, который сыграл друга Лоу и его партнера-архитектора. Фильм возвращает зрителя туда, где начинал Мингелла: после трех крупных, даже эпических проектов в плане места съемок и исторического контекста, Мингелла вернулся в Лондон. Туда, где все начиналось в «Искренне. Безумно. Глубоко».

 

После «Вторжения» Мингелла вернулся на телевидение: он стал продюсером и режиссером сериала «Женское детективное агентство #1», который шел на ВВС в 2007 году. Параллельно он начал работу над фильмом «Нью-Йорк, я люблю тебя» и сценарием к фильму «Девять». Однако обе работы были уже сняты без него и имеют посвящение «светлой памяти Энтони Мингеллы».

 

Он был самым умным моим другом. Я любил больше всего его мысли, его живой ум, его демократичность в отношении искусства. Он был маяком для нас, он был тем светом, который собирает всех вместе. Мой самый любимый, самый дорогой друг (М. Ондадже, на смерть Энтони  Мингеллы)

FacebookTwitterGoogle+VKPinterestEvernoteBlogger PostОтправить