Патрик Стюарт

У людей складывается впечатление о Патрике Стюарте по героям, которых я играю. И по большей части по Жану-Люку Пикару и Чарльзу Ксавье. Но Патрик Стюарт совсем другой! Я точно это знаю!

В полный противовес своим суровым, неулыбчивым, педантичным, сдержанным и порой даже жестоким героям, сэр Патрик Стюарт, получивший орден Рыцаря Британской империи в 2010 году за выдающиеся заслуги в драматическом искусстве, на самом деле один из самых веселых и ярких людей поколения, которое еще в 1950-1960-х годах начало делать новый театр и новое кино.  

Сегодня актеру за 70, он недавно женился в третий раз и наслаждается собой и своим творчеством: об этом британец с удовольствием рассказывает в своем твиттере, который не уступает по популярности социальным сетям знаменитых американских селебрити…

Все, чем я научился в этой жизни, это играть. Это огромная потребность. Я ведом ею. Конечно, я бы не сказал, что если я не буду играть, я умру. Но большая часть меня будет уничтожена.

Однако интернет-знаменитостью и мировой звездой сэр Патрик был далеко не всегда. Кто бы мог подумать, что он так и остался бы популярным в Британии исполнителем классических ролей Шекспировского театра, откажись Стюарт в 1987 году переехать в Лос-Анджелес, чтобы сыграть главную роль в сериале “Звездный путь: Новое поколение” (TNG), ставшим легендарным перезапуском телесериала “Звездный путь” (TOS).

Эпопея длиною в тысячу световых лет

Он согласился на эту авантюру только при условии, что если пилотная серия возобновленной телефраншизы провалится, он вернется домой и забудет о своем участии “в этом космическом цирке” до конца своих дней. По контракту ему предстояло сыграть роль командира корабля USS Enterprise Жана-Люка Пикара через 80 лет после знаменитого капитана Кирка (“Стартрек” был культовым сериалом 1970-х, и его продолжение вызывало сомнения у многих). Агент Стюарта был категорически против того, чтобы “ведущий актер Шекспировского королевского театра” принимал участие в этой странной во всех отношениях затее.

Однако гастроли на Бродвее, на которые приехал Патрик в составе труппы театра, воодушевляли и заставляли делать глупости. Стюарт приехал на студию, где продюсерам сериала во время кастинга был представлен как “неизвестный британский актер шекспировского театра”. Тогда никто даже не подозревал, что эта история затянется на 7 сезонов, то есть на 7 лет!

Когда все это началось, я не думал, что смогу пережить пилотную серию. Я даже не распаковывал вещи — мне это казалось бессмысленным. Я думал, что продюсеры придут в себя и наконец-то поймут, какую глупость они сотворили, взяв меня на главную роль. И потому я был абсолютно уверен, что мне пора в Лондон… Но сложилось все так,что я не просто не уехал, а остался и наслаждался каждым моментом работы.

Патрик Стюарт, который отыграл все главные роли в составе Shakespeare Royal Company в течение 27 лет, был совершенно чужд новой схемы работы, которую ему предложили в Голливуде. Его рабочий день начинался в 4:45 утра каждый день — нонсенс для театрального актера, который, как правило, раньше полудня не появляется в театре. Стюарта раздражало все — от графика до недисциплинированных коллег, которые издевались над ним, когда Патрику приходилось говорить на “псевдонаучном языке космического капитана”. Однако постепенно культурные различия были преодолены, а Патрик Стюарт стал лучшим актером на площадке — товарищи даже избрали его в качестве того, кто представлял их интересы на студии. Его профессионализм и мастерство обеспечили “50% успеха сериала”, по мнению большинства критиков и создателей телешоу.

Дело в том, что все годы работы в Королевском Шекспировском театре — все те рыцари, принцы, императоры и трагические герои — было ничем иным, как подготовкой к роли капитана Энтерпрайз!

Телеэпопея с участием британского актера переросла затем в полнометражное кино: Патрик Стюарт сыграл в нескольких частях уже кинофраншизы — “Звездный путь 7: Поколения”, “Звездный путь: Первый контакт”, “Восстание”, “Возмездие” своего капитана Пикара, француза с британским акцентом, как любил шутить сам актер. Шесть серий было отснято с 1979 по 1991 годы с участием Уильяма Шатнера в главной роли.

В отличие от капитана Кирка — Шатнера, милого, сердечного, очень человечного, дерзкого и непослушного, Патрик Стюарт создал в Пикаре образец для подражания: именно таким нам хочется видеть командира корабля, который бороздит просторы космоса, в надежде изучить неизученное, описать неизведанное и решить проблемы мирным путем.

У Билла был свой собственный стиль. Мы абсолютно не совпадаем с ним. Однако за время работы стали хорошими друзьями. Я восхищаюсь его работой. И все же здорово, что продюсеры смогли отразить в наших героях то, что есть в жизни — мы разные люди. Очень!

Участие в “Звездном пути” сделало из Стюарта если не звезду мирового масштаба, то по крайней мере принесло известность в США, где он прочно обосновался на время работы сначала над сериалом, а затем и над частями кинофраншизы.

При этом нельзя сказать, что из его жизни на долгие годы исчез театр и драматическое кино, напротив, Стюарт стал постоянным участником Бродвейских театральных постановок, сам зачастую продюсировал спектакли, иногда был даже со-режиссером.

Наверное, когда я после сериала появлялся где-либо перед камерой или на публике, меня принимали за Жан-Люка. Думаю, что зрители довольно проницательны, чтобы не узнавать моего героя…. Но ведь это еще и вызов мне, как актеру: убедить всех в том, что Жан-Люк остался в Стартреке, а перед ними кто-то ну совсем другой. Раз уж я актер, трансформация и изменение образа — моя святая обязанность. И я бы никогда не смирился с тем, что я навсегда сросся с Жан-Люком Пикаром. А вообще я счастлив, что этот герой был в моей жизни.

“Звездный путь” стал по-настоящему звездным в карьере актера — он сделал Патрика востребованным (и весьма преуспевающим — только последний фильм принес ему гонорар в 14 млн долларов), что вылилось в участие актера в следующем, не менее мощном проекте.

Выбор меня на роль Жан-Люка Пикара было самым значимым событием моей жизни — потому что это было совершенно неожиданно, абсолютно непредсказуемо и имело самые хорошие последствия!

Люди ИКС

Когда мы снимали фильмы про людей Икс, нас было от 12 до 14 главных исполнителей на площадке. Отличная компания. Прям рядом со мной был Иэн МакКеллен, разговоры с которым всегда интересны… хотя во время съемок тех фильмов я проводил больше времени в трейлере, чем на сцене.

Патрик Стюарт стал первым актером, утвержденным на главную роль в экранизации не самых популярных, даже не самых известных комиксов от Марвела про людей-мутантов.

Студия “ХХ век Фокс” поставила условием молодому Брайану Сингеру, что бюджет картины не должен превышать 75 млн долларов, опасаясь провала. Для блокбастеров такого уровня это смешные деньги. Однако же Зингеру удалось вписаться в бюджет. Фильм не просто окупил затраты на свое создание — его назвали редкой и прекрасной экранизацией комикса, сплошным удовольствием, праздником вкуса!

К Стюарту в команду добавились Хью Джекман, Джон Мэдсен, Холли Берри, Фамке Янссен и Энн Пакуин. Настоящим достижением продюсеров стало то, что им удалось пригласить на роль второго “главного” мутанта великого и ужасного Иэна Маккеллена.

Маккеллен и Стюарт были давними друзьями. Они играли вместе в спектаклях на лондонской сцене в “дозвездную” эпоху, а их последнее творение “На безлюдье” (2016) отмечено самыми престижными национальными театральными наградами. Видеть будущих рыцарей ордена Британской империи в экранизации комикса оказалось удивительно… и чертовски приятно!

История “Людей Икс” рассказывает про людей, в результате мутации наделенных особенными способностями. Их называют мутантами, в недалеком будущем они живут среди обычных людей и могут развивать свои способности в специальной школе профессора Чарльза Ксавье для одаренных. Профессор тоже мутант, обладающий возможностью читать мысли людей и мутантов, способностью сопереживать, сочувствовать и трансформировать сознание. Он — гипнотизер и медиум, который изучает подобных себе, стараясь помогать каждому смириться со своей инаковостью.

Можно сказать, что Ксавье Стюарта — величайший гуманист. Актер вкладывает в образ своего профессора печальное понимание того, что природа человека — ужасна, бессильна и слаба. И только любовь к этому слабому существу может помочь человечеству выжить.

Противостоящий ему Магнето Иэна Маккеллена разочаровался в гуманистических идеалах и высокой нравственности предлагаемой Ксавье доктрины. Он жаждет мести, разрушения и порой даже всевластия.

Мистер Стюарт и Мистер Маккеллен переносят на экран настоящую дуэль двух титанов (Dallas Morning News)

Иэн Маккеллен по-шекспировски убедителен в изображении и без того не самого банального персонажа. Он глубок, мудр, но его прошлое обладает над ним огромной властью — а в будущее он не верит.

Врожденный, отполированный до блеска профессионализм Иэна МакКеллена помогает сделать характер Магнето интересным. А это, в свою очередь, помогает в создании сюжета выше комиксов среднего уровня (The Denver Post)

В противостоянии героев Маккеллена и Стюарта раскрывается блеск британской театральной школы. Два мастодонта лондонской сцены, давние друзья и товарищи, превращают комикс в лучший по драматизму и напряжению фильм года. Их дуэт стал решающей причиной для студии собрать финансирование, когда Брайан Сингер принес предложение о продолжении франшизы.

Редкая экранизация комикса с прекрасным кинематографическим дизайном и героями, на которых хочется смотреть! (New York Magazine)

В 2003 году вышел второй фильм франшизы, где Стюарт и Маккеллен продолжили свое сражение за души мутантов и людей. Размах “Людей Икс-2” был уже достаточно амбициозным — что подтвердили снова огромные рейтинги и кассовый успех. Дуэт актеров вскрыл потайные смыслы обычных комиксов и наполнил фильм печалью, характерной для хорошей драмы, а не блокбастера.

Несомненно, это самая элегичная киноадаптация современных комиксов (Salon.com)

После третьего фильма оригинальной франшизы стало понятно, что Стюарта и Маккеллена никто далеко не отпустит: в спин-оффах, сиквелах и приквелах актеры, к своему большому удивлению, появлялись снова и снова, доказывая, что из любви к ним публика пойдет на что угодно. В 2017 году планируется к выходу “Логан”, снятый как история Росомахи (Хью Джекман), некогда спасенного и  воспитывавшегося в школе у Ксавье.

Разменявшие седьмой десяток лет Стюарт и Маккеллен стали популярнее голливудских мачо и селебрити. Их прогулка — фотосессия в Нью-Йорке, когда друзья вместе играли в постановке Шона Матиаса “В ожидании Годо”, стала одной из самых популярных в социальных сетях, собрав миллион подписчиков. Стюарт отнесся к этому как к возможности рассказать о своей большой страсти и важной части жизни — театре.

Мне хотелось привлечь внимание к театру. И к нашей постановке. Как я мог еще это сделать?

Театр

Мне всегда нравилось, что большинство ролей, сыгранных в театре, остается лишь в памяти людей.

Сэр Патрик Стюарт, безусловно, не только один из самых везучих британских актеров “взрослого” поколения — он еще и самый знаменитый театральный исполнитель.

Его роман с театром начался тогда, когда в подростковом возрасте ему пришлось выйти на сцену, поборов страх и смущение, сыграть в школьной постановке. Потом, когда не очень удавалось с учебой, театр становился отдушиной и местом, где ему покорялись самые сложные вершины.

В 18 лет Стюарт окончательно и бесповоротно облысел: своей необычной внешностью он обязан генетическому заболеванию. Именно оно сыграло злую шутку над юношей, который мечтал сыграть Гамлета и Ромео.

В 2009 году я буду в Стрэтфорде играть роль Клаудио в “Гамлете”, понимая, что никогда так и не сыграю самого Гамлета… Я несчетное количество раз устраивал чтения этой пьесы, но никогда так и не сыграл роль Гамлета, Ромео, Орландо, Бенедика… Грустно, что когда ты действительно готов сыграть всех этих героев, когда ты понимаешь, как правильно их сыграть — никто уже не отбирает тебя на эти роли!

Сцена стала местом, где он изживал свои комплексы и страдания. В париках и накладных бородах, старинных костюмах и нелепых образах он менялся до неузнавания — настолько, что увидеть в нем забавного лысого парня было крайне сложно.

Я тогда был совершенно уверен в том, что ни одна женщина даже не посмотрит в мою сторону. Я готовился внутренне принять такую вот действительности и ожидал, что большая часть моей жизни просто закончилась!

В 1968 году Патрик Стюарт, сыграв немало ролей в бристольской школе “Олд Вик”, поступил в Королевский Шекспировский театр (Королевскую Шекспировскую компанию) и провел в его составе 27 лет.  Эти годы сделали из него одного из лучших драматических актеров современности. В его арсенале — невероятная галерея шекспировских персонажей, включая работу над экранизациями “Макбета” и “Ричарда III”.

Я разделял свое время между кино, телевидением и театром. На Бродвее одна из вещей, которая вернула меня на сцену, стало то, что во время шоу ты, как артист, отвечаешь за его качество. И можешь повлиять на него в самом процессе игры. А вот в кино это совсем по-другому. Там слишком поздно что-то менять, когда фильм уже снят!

Занятость в театре позволяла Стюарту принимать участие в других проектах. Сначала это были телевизионные драмы для ВВС, радиопередачи, радиоспектакли, аудиокниги.

Я наслаждаюсь разнообразием, это правда, но в самом ядре того, что я делаю, в самом сердце моей работы — классический театр. И там еще много ролей, которые я хочу сыграть. Лир, Фальстаф, Шейлок, Леонт…

Затем постепенно он стал выходить в большое кино, а в составе Королевского театра неоднократно играть в Бродвейских постановках. Однако работа на индустрию телесериалов отнимала слишком много времени и сил… Любовь к театру, впрочем, взяла свое. И постепенно Патрик Стюарт создал свой собственный “театр одного актера”.

Я помню его Шейлока в “Венецианском купце”. Это лучшее, что я когда-либо видел (Иэн Маккеллен).

Начиная с 1990 года, он стал выступать с лекциями и мастер-классами в Калифорнии, привлекая студентов и актеров. А в 1991 году он поставил на Бродвее спектакль, где лично сыграл все 40 ролей — ”Рождественская пастораль” Чарльза Диккенса. За эту работу он был номинирован на высшую театральную премию США.

В 2000-х годах сэр Патрик Стюарт уже снова участвовал в шекспировских постановках: он признавался, что несмотря на участие в современных пьесах, он всем сердцем предан Шекспиру с его драмами и комедиями. Наконец, в 2009 году он объединился на сцене с Иэном Маккелленом, старым другом и товарищем по “Людям Икс”. Их совместный спектакль “В ожидании Годо” сорвал море аплодисментов и наград. Стареющие звезды снова поражали тем, насколько хорошо им удавалось балансировать между грустным и смешным, как здорово они справлялись с трагедиями и драмами, не ударяясь в сентиментальность.

У меня с Иэном длинная совместная история, мы вышли из одного мира, сделаны из одного теста и да, мы создавали музыку в “В ожидании Годо”. Это глубокая и таинственная пьеса. И философская. Мы постарались в ней сыграть многие пласты смыслов.

Наконец, последняя работа Стюарта и Маккеллена “На безлюдье” (2016), поставленная на лондонской сцене, привлекла к себе внимание и театралов, и широкой публики. Критики как один признавали, что это лучшее из того, что сейчас идет в Лондоне — премьера сезона стала совершеннейшим аншлагом. Актеры оттеняют друг друга, изображая антиподов, дополняя друг друга, продолжая друг друга. Потрясающая синхронность, удивительное умение слышать и подхватывать на лету даже самые смелые импровизации делают спектакль зрелищем незабываемым.

Этим рыцарям на двоих 153 года. А их сила кажется неиссякающей (The Telegraph)

Отличаясь не только заметной внешностью, которая с возрастом стала еще более запоминающейся и интересной, Патрик Стюарт известен и как обладатель невероятного голоса: густой, низкий, аристократичный… Его голос звучит в огромном количестве кинолент — от документальных фильмов до мультфильмов. Его часто приглашают на роль повествователя как в Голливуде, так и в Британии, полагая, что его голос — что-то вроде золотого эталона.

Ведь он нравится всем без исключения (детям, взрослым, дамам и их мужьям), а его эмоциональный диапазон остается во многом непревзойденным. Достаточно сказать, что голосом Патрика Стюарта говорят “Симпсоны”, население “Улицы Сезам”, его можно услышать в мультфильмах Миядзаки, он звучит за кадром в “Тед” и “Тед-2”, рассказывает про тайны вселенной и космические одиссеи…

Сыграв множество ролей, где мой герой наделен научным типом мышления, я испытываю симпатию и сочувствие к этому миру. Для меня довольно сложно все это: летать на Энтерпрайзе 7 лет, а затем сидеть в кресле в Церебро, — и люди поверили в то, будто бы я знаю, о чем говорю. А я ведь до сих пор пытаюсь понять, как работает кондиционер в моей машине!

Share