Роберт Редфорд

Роберт Редфорд

Для миллионов зрителей по всему миру Роберт Редфорд был и остается секс-символом 1970-1980-х годов. Он ничего не имеет против и сейчас, когда ему за восемьдесят.

Между прочим, женщины и сейчас обращают на меня внимание, может, даже чаще, чем в молодости. Была одна дама, которая в конце шестидесятых была мною одержима. Она преследовала меня там и здесь. В конце концов, ее задержали, и в ее сумочке нашли пистолет.  

Редфорд сыграл 80 ролей, выступил режиссером десяти кинолент и продюсером полусотни фильмов. Его трижды номинировали на Оскара как актера, но получить награду ему удалось за вклад в киноискусство и за режиссуру. Он стал одним из шести режиссёров в истории мирового кинематографа, получивших эту награду за дебютный фильм.

Чарльз Роберт Редфорд-младший  родился 18 августа 1936 года в Санта-Монике, штат Калифорния, США. Его отец был разносчиком молока до того, как устроился бухгалтером в нефтяную компанию Standard Oil.

Событий в моем детстве было немного, потому что денег у нас практически не было. По субботам родители брали меня в кино, а по средам — в библиотеку. И это было так важно для меня — зайти в это здание и взять книгу, которая на какое-то время становилась моей.

Роберт окончил Колорадский университет в 1955 году: он показал себя великолепным спортсмером и был звездой университетской команды по бейсболу. Редфорд до сих пор сохраняет отличную форму, и во многих фильмах сам исполняет трюки и различные сложновыполнимые задачи – например, в остросюжетном тюремном боевике «Последний замок» 2001 года 65-летний Роберт сам таскал тяжёлые камни, обнажив точеный торс. А в 2004 году без дублеров и каскадеров исполнял падение с горы, борьбу в грязи и погоню под проливным дождем в социально-психологической драме режиссёра Питера Брюгге «Расчёт».

Редфорд любит шутить, что после кончины Марлона Брандо он стал самым привлекательным «дедом американского кино». Но мужественность и харизма уживаются в Редфорде с невероятной добротой. И сегодня, как 50 лет назад, именно это удивительное сочетание завоевывает сердца.

И хотя лирический герой Роберта не слишком разнообразен в нюансах – это почти всегда уверенный в себе, абсолютно спокойный перед лицом любых испытаний рыцарь, он неизменно симпатичен в своей безупречной чистоте.

Эти концентрат харизмы и квинтэссенцию мужественности Редфорда талантливые режиссеры умело разбавляли дамской красотой. Результат получался как минимум на Оскар…

Начало: Джейн Фонда и Пол Ньюман

После женитьбы в 1958 году и переезда в Нью-Йорк Редфорд начал изучать живопись, а с 1959 года увлекся театром и стал появляться в театральных постановках на Бродвее и в различных развлекательных телешоу.

Его первая серьёзная киноработа — фильм о Корейской войне «Военная охота» 1962 года, где актер сыграл солдата-новобранца, попавшего на аванпост на 38-й параллели.

Я всегда был нетерпеливым актером: требовал поменьше дублей и просил не тратить столько времени на установку декораций. Ожидание сводило меня с ума. Теперь я стал понимать, что это часть взросления. Приехав в Нью-Йорк из Калифорнии в девятнадцать лет, я был взволнован сверх всякой меры. Я учился на актера, на художника и вел себя как большинство из нас, то есть так, будто до моего появления хороших актеров и не было.

Недостатка в ролях дебютант в последующие несколько лет не испытывает, играет достаточно много, однако обратить на себя пристальное внимание кинокритиков ему удается только лишь в 1967 году, снявшись в картине Нила Саймона «Босиком по парку».

Это очаровательная романтическая комедия, лаконичная и статичная как телеспектакль; партнершей Роберта по фильму выступила прелестная Джейн Фонда.

И Редфорд, и Фонда здеcь более всего блистают своей молодостью и чудесными лицами, нежели какими-то невероятными драматическими способностями. Да, в их первых фильмах они были просто «тутси», от амплуа которых так нелегко избавиться. Впрочем, самомнение Редфорда и его прекрасное чувство юмора помогали ему уже тогда.

Я отказался от роли в «Выпускнике» только потому, что даже в юности не был похож на двадцатилетнего выпускника колледжа, который никогда не трахался.

В 1969 году Редфорд получил одну из главных своих ролей в культовом фильме Джорджа Рой Хилла «Буч Кэссиди и Санденс Кид».

Этот вестерн, где напарником Редфорда по съемкам стал Пол Ньюман, собрал колоссальную по тем временам кассу (102 миллиона долларов) и оказал значительное влияние на развитие всего американского кинематографа.

Я люблю вестерны и ненавижу, когда кто-то говорит, что это устаревший жанр, или что кончились нормальные индейцы, или любую другую чушь. Вестерны — навсегда, это часть американской истории.

Фильм основан на реальных событиях из жизни Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида — двух легендарных бандитов Дикого Запада, которые промышляли нападением на банки и грузовые поезда.

Сандэнс в исполнении Редфорда — преданный и надёжный исполнитель хитроумных замыслов Бутча, он недоверчив и слывёт лучшим снайпером на Диком Западе.

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» — классический образец «buddy film», главными героями которого традиционно выступают напарники-«кореша».

Все съемки очень красивые, а актеры прекрасны, особенно Ньюмен, Редфорд и мисс Росс, которым удается быть смешными и сеьезными одновременно. (Нью-Йорк Таймс)

В 1970 году фильм получил четыре премии «Оскар» (лучший оригинальный сценарий, операторская работа, лучшая оригинальная музыка и песня). Фильм стал кульминацией кинокарьеры Ньюмана и в одночасье сделал Редфорда суперзвездой. Последний назвал в честь своего персонажа приобретённое на гонорар от фильма горное поместье, где впоследствии возник одноимённый горнолыжный курорт. Теперь там проходит основанный Робертом Редфордом американский фестиваль независимого кино «Сандэнс».

Как я вообще могу подумать о продолжении «Бутча Кэссиди и Санденс Кида»? Парни погибли в конце. Что же это, по‑вашему, может быть — фильм про призраков, что ли?

Ньюман и Редфорд на протяжении долгого времени поддерживали приятельские отношения, и их взаимная симпатия очень заметна на киноэкране. Вместе они являются одной из самых запоминающихся пар в истории мирового кинематографа, а их следующая совместная работа, приключенческий фильм «Афера», была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм года (и при бюджете в 5,5 млн долларов собрала в прокате 156 миллионов). Хитроумный рассказ о двух чикагских авантюристах — Хенри Гондорфе и Джонни Хукере, которые разыгрывают в 1930-е годы великолепную аферу против нью-йоркского мошенника Дойла Лоннегана, убившего их приятеля.

Второй раз Редфорд встретился с Фондой на съемочной площадке «Электрического всадника» Сидни Поллака в 1979 году, уже будучи настоящей суперзвездой.

Поллак рассказывал историю Сонни Стила (Редфорд), легенды родео, который злоупотребляет алкоголем и подрабатывает зазывалой на скачках. Однажды он начинает бунтовать против махинаций крупных дельцов, желая спасти накачиваемую стероидами скаковую лошадь, рискуя лишиться последней работы. Журналистка Хэлли (Фонда) проявляет интерес к делу Сонни, а также и к нему самому.

Режиссёр Сидни Поллак умеет облекать протест и антиконформизм своих героев в довольно комфортабельную и консервативную форму, которая не так уж раздражает американских зрителей. Вот почему «Электрический всадник» занимает в творчестве Сидни Поллака четвёртое место по посещаемости сразу после суперпопулярных произведений «Тутси», «Фирма» и «Из Африки». (3500 рецензий)

Такого Редфорда зрители еще не видели: здесть он вовсе не ковбой, не джентльмен и не аристократ. Сидни Поллак как-то сказал, что есть в этом актере нечто королевское, в противоположность пролетарским типажам. Но здесь он – сама неотесанность. Но, кажется, он и в этом амплуа понравился зрителю. А дуэт с Фондой вновь оказался вполне удачным.

Третья встреча Редфорда и Фонды произошла, когда оба актера разменяли уже девятый десяток. В романтической мелодраме 2017 года “Наши души по ночам” (Our Souls At Nigts) режиссера Ритеша Батры «звездные старички» показали миру, как нужно бороться с одиночеством, достойно встретить старость, никому ничего не доказывая, и выкроить пусть даже самый последний отрезок жизни для счастья.

Удивительно тактично и нежно сыграли эти двое. Они абсолютно бесподобно понимают друг друга, в меру сдержаны и, как всегда, блещут остроумием. Есть ощущение, что они вообще ничего не играют – это будто бы они сами, настоящие и живые.

Критики и публика с восторгом приняли этот образец хорошего вкуса в современном кинематографе, обрушив на создателей фильма и актеров шквал комплиментов и обожания.

Более половины экранного времени в «Our Souls at Night» Джейн Фонда и Роберт Редфорд просто разговаривают друг с другом. Эти сцены – наиболее волнующее, опьяняющие и более запоминающиеся, чем большинство из последних фильмов-блокбастеров с гигантскими бюджетами. (Chicago-Sun Times)

Звездный статус: Барбра Стрейзанд

В самой известной романтической ленте Сидни Поллака “Какими мы были” Редфорд играет уже не просто стройного спортсмена-красавца, но достаточно сложный характер.

Поллак снял историю любви двух разных людей. Антивоенная активистка Кэтти (Стрейзанд) митингует и огранизует стачки, любые события мировой политической жизни касаются ее напрямую – она воспринимает все на свой счет и страшно переживает. Кэтти мечтает сделать мир лучше, изменить жизнь и идет по жизни, четко следуя своим идеалам и принципам. Она влюблена в Хаббла (Редфорд), первого героя колледжа, ветерана войны, и ловеласа. Хаббл – обычный человек, живущий в мире соблазнов и простых удовольствий, который смог разглядеть личность в Кетти. Но они предельно разные люди и их роман спотыкается об идейные разногласия.

Невероятное очарование своеобразной внешности юной Барбры Стрейзанд и ее игра сделали фильм особенным. Редфорд не только не потерялся на фоне гениальной комедийной актрисы, но и смог показать совершенно новый для себя уровень драматического дарования.

Дуэт Редфорд-Стрейзанд при кажущейся внешней несовместимости оказался блестящим: в их киноисторию поверили миллионы. Сидни Поллак сумел разглядеть в красавчике Роберте гениального актера.  

В 1974 году фильм получил два Оскара от американских киноакадемиков за лучшую песню и музыку. Правда, игра Барбры Стрейзанд и Роберта Редфорда, исполнивших главные роли, осталась без наград. Но зрительская любовь навсегда внесла картину в списки лучших ста фильмов и лучших американских мелодрам (занимает в нем шестое место).

Здоровый, трезвый консерватизм Поллака и его героев почти всегда обеспечивает хороший приём картин широкой публикой, хотя порой кто-то из персонажей-бунтарей заходит слишком далеко, например, исповедуя коммунистические идеи, как журналистка из ленты «Какими мы были», или же подозревает в преступном сговоре непосредственно ЦРУ, подобно тайному агенту из фильма «Три дня Кондора». (3500 рецензий)

«Какими мы были» — любимый фильм, который пересматривают раз за разом, с годами он становится только лучше, как хороший конъяк. Но не только романтическая история любви делает эту картину вечной, актуальной оказалась и политическая составляющая. Один из монологов Хаббла о коррумпированной власти и мнимой свободе слова, к сожалению, не утратил своего значения и спустя 45 лет после выхода фильма.

Из-за Стрейзанд этот фильм можно простить. Она фантастическая. Она самая яркая актриса кино на сегодня, ее персонажи с сильной энергией способы быть трогательно уязвимыми. Персонаж Редфорда, возможно, реагирует на неизбежное исполнение Стрейзанд, пассивный и нечеткий. Но в целом Редфорд хорошо справился. (Chicago Sun Times)

Набравшись опыта вблизи своего летнего дома в штате Юта в 1980 году Редфорд основал свой собственный кинематографический институт «Санденс», который сегодня считается одним из наиболее авторитетных в своем роде.

Большой популярностью пользуется и ежегодный фестиваль независимого кино «Санденс».

Редфорд стал одним из крупнейших землевладельцев штата Юты, владея не менее 5,5 тысячи акров недвижимости, ныне известной как Sundance Resort.

Я скупил сотни акров земли вокруг своего дома, и теперь у меня достаточно пространства для того, чтобы почувствовать себя наедине с природой. Собственно, это и есть жизнь. То, что происходит в городе, — это, скорее, существование. Я вырос в Лос-Анджелесе среди низшей прослойки рабочего класса. В основном это были латиноамериканцы или японцы, но я со всеми ладил и всех знал. Здесь, в горах, мне больше всего нравится то, что я вообще никого не знаю вокруг.

В 1980 году состоялся режиссерский дебют Редфорда с картиной «Обыкновенные люди», и он сразу попал в десятку, с первой попытки, картина принесла ему Оскара за лучшую режиссуру.

Вторая режиссерская номинация Редфорда случилась за «Телевикторину» 1995 года, причем эта работа Редфорда заслужила Оскара и как лучший фильм года. Впрочем, несмотря на столь многообещающее начало, последующие работы Редфорда-режиссера не пользовались успехом.

Как режиссер я не ценю себя в качестве актера. Как актер я ни во что не ставлю себя в качестве режиссера.

Из Африки: Мерил Стрип

Еще одним прекрасным образцом актерского дуэта можно назвать дуэт уже возмужавшего Рэдфорда и прекрасной Мерил Стрип в  драме Поллака “Из Африки”.

Фильм, вышедший на экраны в 1985 году, основан на автобиографической книге Карен Бликсен, писавшей под псевдонимом Исак Динесен, а также на книгах Джудит Турман, получил премию «Оскар».

В основе истории – автобиография датской баронессы Карен фон Бликсен-Финеке о жизни на ферме в Кении в первые десятилетия XX века.

Неторопливая история на фоне экзотического пейзажа покорила и зрителей, и критиков. Как и в других удачных фильмах Сидни Поллака, значительная доля успеха принадлежит блистательно подобранному актерскому ансамблю: роль Бликсен исполнила Мерил Стрип, ее мужа сыграл Клаус Мария Брандауэр, а мужчину ее жизни – Роберт Редфорд.

Юмор, мастерство, ум, сексуальность. Именно в таком порядке.

Редфорд и Стрип казались еще более странной парой, чем Редфорд и Стрейзанд. Мерил Стрип в этом фильме брюнетка, говорит с датским акцентом, максимально не похожа на свою привычную героиню. Редфорд играет Дэниса Финчем Хатона; он охотник, которого баронесса встречает в Африке, когда пытается основать там ферму вместе со своим мужем (Клаус-Мария Брандауэр).

Барон, испытывающий финансовые трудности, покупает в результате кофейную плантацию, и полностью устраняется от дел и от молодой супруги… между баронессой и Дэнисом случается роман.

Лучший фильм 1986 года по версии Американской киноакадемии был весьма удачлив в прокате: при бюджете в 31 млн “Из Африки” собрал кассу почти 129 млн долларов. Трогательная история любви, космические пейзажи Кении и колоритный быт масаи делают этот фильм потрясающим кинопереживанием.

Невозможно понять, почему Стрип и Редфорд остались без Оскаров, но это, как всегда, мало на что повлияло в долгосрочной перспективе – “Из Африки” занимает прочное место в топе лучших романтических историй.

В принципе, можно понять энтузиазм американцев, обожающих романтические любовные истории на фоне красивой дикой природы с непременным пикником у водопада и охотой на львов. Картина «Из Африки», которая сделана в излюбленном голливудском стиле, пользовалась большим успехом в прокате, получила 7 премий «Оскар», в том числе — в основной номинации. А вот творческий вклад актёров остался, к сожалению, неоценённым Киноакадемией. Однако без этих исполнителей данный фильм оказался бы обычной видовой зарисовкой об Африке. (3500 рецензий)

Les trois jours du Condor Three Days of the Condor de Sydney Pollack avec Robert Redford 1975

Легенда американского кино

После небольшого перерыва в карьере, Роберт Редфорд взялся за прежнее с утроенной силой. Он будто боится не успеть сделать все задуманное.

Голливуд всегда хотел от меня чего-то стереотипного, поэтому я на время завязал. Люди привыкают смотреть кино с косметической точки зрения, но от этого моя работа теряет значение. На протяжении всей своей карьеры я старался избежать гламура.

Я никогда не считал себя красивым! В детстве меня вообще обзывали «соломенная башка» из-за моей копны светлых волос. Не могу до сих пор понять, как меня записали в секс-символы! Сначала мне, конечно, это льстило, не буду лгать. Но со временем стало мешать. Даже раздражало все это восхищение моим внешним видом.

Несмотря на преклонный возраст, Редфорд полон сил; недавно он снялся в малобюджетной картине «Не угаснет надежда», где парусник его героя пробит дрейфующим грузовым контейнером и моряк остается один на один с Индийским океаном. Он абсолютно один в кадре, он и океан – ни партнеров, ни диалогов, и на съемках ему лили в лицо воду из брандспойтов по восемь часов в день! Не каждый молодой актер такое вынесет. Но он ни на секунду не пожалел, что согласился.

Я актер и всегда хотел прежде всего, чтобы ценили мою игру. Вот сейчас, в свои годы, могу уже расслабиться. Если кто-то похвалит, так уж точно не за красивые глаза. Хотя вот волосы мои, несмотря на возраст, седина почти не берет. Остаются такого русского блондинистого цвета. Все думают, я их крашу. Даже дети мои и то не верят!

Редфорд не собирается сбавлять обороты и выходить на пенсию, он уверен, что люди в скором времени после выхода на пенсию умирают. Он до сих пор катается на лошадях, играет в теннис, любит горные лыжи, обожает гонять на спортивных автомобилях на скорости 120 миль в час. Его слова: “Лучшее лекарство против артрита — это движение!”

Роберт Редфорд не очень любит, когда его называют легендой. Так называемый «почетный Оскар», который вручают за вклад в развитие мирового кинематографа, получен им в 2002 году.  

Актером было сыграно немало блестящих ролей, в том числе в партнерстве с прекраснейшими актрисами современности. Однако он никогда не был замечен в романах с ними. После первого брака с мормонкой Лолой Ван Вагенен, который продлился 27 лет, Роберт женился на художнице по имени Сибилла и надеется провести с ней остаток жизни. А поклонники Роберта Редфорда верят в его бессмертие и ждут новых ролей.

Мне становится не по себе, когда я слышу глупейшее сочетание «Редфорд — легенда». Все легенды связаны с далеким прошлым, а я пока живу настоящим.  Я нечасто смотрю в зеркало заднего вида. Не делаю запасов, не задумываюсь о том, чего я достиг. Если быть в душе немного ребенком, нет нужды представлять себя человеком с историей. Информационный век препятствует развитию актерского искусства. Начиная с 1980-х люди нашей профессии больше занимаются своим бизнесом, чем своим мастерством. У нынешних актеров есть бизнес-менеджер, пиар-менеджер, секретарь, и они хорошо представляют, что будет работать, а что нет. Потому что шоу-бизнес — это индустрия личности. Когда я начинал, это была индустрия таланта. А сейчас, чтобы сниматься в кино, не обязательно выступать на сцене. Нужно быть личностью, способной продаваться.

Share