Скарлетт Йоханссон

— Такая потеря времени – просто продолжать делать одно и то же и не рисковать. Мне, честно говоря, терять нечего. Опасение того, что может ничего не получиться, меркнет по сравнению с тем, что ты испытываешь, когда все получается! Мне нравится так жить — это мой стиль.

Скарлетт Йоханссон сложно обвинить в единообразии и повторяемости. То ее героини задумчивы и таинственны, как Грит, помощница Вермеера, в «Девушке с жемчужной сережкой». То они нерасторопны и совершенно неприспособленны к жизни, как выпускница Кэмбриджа со степенью бакалавра философии в «Трудностях перевода» Софии Копполы.

Стиль Скарлетт Йоханссон — пробовать себя во всем, с удивительным детским любопытством открывать новые формы и жанры; с широко открытыми от искреннего восхищения глазами наблюдать за мельчайшими деталями, чтобы затем воссоздавать их в образах своих героинь. Таких разных и таких одинаковых одновременно.

Ранний старт

— Я начала играть в возрасте 7 лет. У меня была парочка фраз в постановке “Софистика” с Итаном Хоуком. Я училась в студии Ли Страсберга, это давало возможность выступать перед живой аудиторией. Огромная разница между игрой вживую и игрой на камеру… Ты можешь, к примеру, ошибиться на съемках и даже не переживать по этому поводу. Не то, что в театре.

В 13 лет актриса сыграла уже полноценную роль в фильме Роберта Рэдфорда “Заклинатель лошадей” (1997 год). Незамысловатая история нисколько не помешала Скарлетт Йоханссон раскрыть свой талант. Ее героиня, Грейс, девочка-инвалид, органично вписывается в пейзажи Монтаны, она не выглядит чужой для всего того, что окружает ее.

Редкая способность вживаться в  атмосферу места и времени — именно это открыл в подростке Йоханссон Рэдфорд-режиссер и сценарист и именно это будет в дальнейшем развиваться в актрисе как талант поистине уникальный.

Молчание — золото

2003 год стал для Скарлетт Йоханссон знаковым: с ее участием вышли сразу две ленты, которые – несмотря на явную принадлежность скорее европейскому авторскому кино, нежели голливудскому мейнстриму — не прошли незамеченными и открыли перед актрисой новые перспективы.

Юная Йоханссон смогла сохранить в своей внешности черты, присущие скорее образам прошлого, причем очень далекого. Поэтому она была выбрана на роль в британо-люксембургском проекте про Йоханна Вермеера, известного голландского живописца XVII столетия.

Первоначально в картине «Девушка с жемчужной сережкой» должны были играть главные роли Кейт Хадсон и Ральф Файнс. Затем сменился режиссер, и на роль Грит была выбрана Кирстен Данст. А после того, как Данст отказалась от участия из-за «Человека-Паука», а Файнс ушел в другие проекты, студия утвердила в качестве режиссера Питера Уэббера, Вермеера — Колина Ферта, а Грит — Скарлетт Йоханссон.

Роль в фильме "Девушка с жемчужной сережкой"
Роль в фильме «Девушка с жемчужной сережкой»

Йоханссон блестяще справилась с ролью: ее молчаливое присутствие почти в каждом кадре ощущается как данность. Она одновременно и предмет изображения (как стол или стул в комнате художника), и субъект видения (ведь это ее глазами мы смотрим на лучи солнца, краски, кисти, на то, как рождается на холсте из воздуха – шедевр).

— Скарлет Йоханссон почти ничего не произносит, однако эмоции на ее лице — страх, презрение, любопытство, влечение — поистине глубоко драматичны (Entertainment Weekly).

Вторым проектом 2003 года стал фильм, снятый Софией Копполой, “Трудности перевода”. Йоханссон и здесь крупно повезло с напарником — ее визави был Билл Мюррей. Сценарий фильма писался специально для Билла Мюррея. Любимый актер Джима Джармуша и никто больше — таким было условие для съемок фильма. София Коппола утверждает, что если бы Мюррей отказался, она бы просто не снимала картину.

Sofia Coppola, Bill Murray, And Scarlett Johansson

Что весьма похоже на правду. В Голливуде не так много актеров, которые могут справиться с режиссерской установкой на минимум диалогов и выверенную театральную игру — крупные планы стали общим местом, рассуждений и описаний в «Трудностях перевода» еще меньше — за все говорит картинка, кадр — будь то огромный город или настроение героев. Герои фильма не справляются с «вербализацией» того, что с ними происходит. Они не могут заполнить пустоту внутри и снаружи и скорее раздумывают, чем действуют.

Билл Мюррей идеально справился с задачей. Ему аккомпанировала Скарлетт Йоханссон. И хотя Шарлотта, героиня Йоханссон, не так ярко и очевидно воплощает изоляцию и одиночество, ее образование и жизненный опыт помещают ее «над» происходящим — эта своеобразная изоляция разума и чувств воплощена Йоханссон очень тонко.

Растерянность и нерасторопность выпускницы Кэмбриджа, ее молчаливая несовременность прекрасно переданы все теми же средствами, которыми Скарлетт в совершенстве овладела во время работы над “Девушкой с жемчужной сережкой”. Школа театрального мастерства Ли Страсберга не прошла даром — как и подобает театральной актрисе, Йоханссон переживает каждую эмоцию, не озвучивая и половины.

В 2008 году она закрепит этот эффект в фильме “Еще одна из рода Болейн”. Здесь Йоханссон сыграла с Натали Портман двух сестер из известного рода Болейн, которые в разное время были фаворитками Генриха VIII. Роль Марии Болейн, золотоволосой красавицы, сочетающей в себе невероятную нежность, почти библейские милосердие и строгость, стала вершиной в череде костюмированных исторических драм —  уже после нее Йоханссон переключилась на более современные проекты, потребовавшие иных навыков.

Вуди+Скарлетт

В середине 2000-х Скарлетт Йоханссон вдруг неожиданно заняла место «любимой блондинки» великого и ужасного Аллена — Гудвина, Чудини, фокусника и волшебника, тайного эротомана, еврея-мизантропа и лучшего интеллектуального режиссера Старого и Нового Света.

— Я просто обожаю Вуди. У нас много общего. Мы из Нью-Йорка. Мы евреи. Мы очень легко сошлись.

И если в «Матч Пойнте» (2005) — первой совместной работе Аллена и Йоханссон — еще не было понятно, что же режиссер нашел в этой американке, то успех «Сенсации» (2006) — 50 % заслуги актрисы.

Юная барышня, Сондра Прански, играет на наших нервах самыми бесхитростными (казалось бы) жестами и ужимками. Грубый американский акцент, срывающаяся подростковая хрипотца, близорукий взгляд, сила и слабость, упрямство и романтичность — прекрасные находки для образа.

Но как же неправ будет тот, кто решит, что за всем этим — пустота и инфантилизм современных выпускниц колледжей… Вуди Аллен был не первым, кто отметил диссонанс между формой (формами) и содержанием. И стал играть на схожести Йоханссон с одной, довольно известной блондинкой, чей близорукий взгляд, абсолютно невинный вид и кроющиеся за этим ум и женская сила сводили с ума даже президентов.

scarlett_johansson_monroe

Впрочем, сама Йоханссон отрицает свое сходство с Мэрилин Монро:

— Я люблю Мэрилин. Я думаю, что она была неверояно красивой и очень недооцененной актрисой. Да, я пышная женщина со светлыми волосами, и мне очень комфортно в моей женственности. Но я думаю, что этим наша схожесть ограничивается.

Последний совместный фильм Вуди Аллена и Скарлетт Йоханссон — “Вики-Кристина-Барселона” (2008) — исчерпал все возможные вариации эксплуатации сходства Йоханссон с эталоном “женственности, безмозглости и пышной сексуальности”. Актриса, следуя своим принципам, стала пробовать себя в ином амплуа.

Марвел-girl

В 2010 году Скарлетт Йоханссон снялась во второй части марвеловского кинокомикса «Железный человек», сыграв там русского спецагента Наташу Романову.

Впечатляющий разворот от классических амплуа и работ в камерных лентах — к блокбастеру и самому что ни на есть массовому кинематографу.

Скарлетт Йоханссон так сильно хотела получить эту роль, что еще до официального объявления о результатах кастинга перекрасила свои волосы в красный цвет. За два месяца до съемок актриса начала тренироваться – и не заканчивала тренировки в течение полугода, пока длилась работа над картиной.

Скарлетт Йоханссон в роли Черной вдовы
Скарлетт Йоханссон в роли Черной вдовы

Продолжением ее одержимости комиксами стало участие в «Мстителях»: там среди прочих супер-героев Наташа Романова – Черная вдова смотрится еще более органичной.

Со свойственной иронией Йоханссон заметила по поводу своей роли:

—   В «Мстителях» у моей героини отличная первая сцена: первое, что видит зритель, как она получает кулаком в лицо. Зрителям нравится: «Черт подери, приятно видеть, как из этой девицы выбивают всякое дерьмо»…

В середине 2013 года в процесс производства вышла третья картина про Мстителей — «Первый мститель: другая война», в которой Йоханссон снова играет Черную вдову. В апреле 2014 года состоится премьера и будет объявлено о продолжении франшизы, четвертом по счету фильме о Мстителях и одиннадцатом в кинематографической «Вселенной» Marvel.

Подготовлено по заказу канала Кинопоказ, 2013 (с)

Share