Сигурни Уивер

Дочь актрисы, которая снималась у Хичкока, и известного телеведущего, сделавшего многое для становления национального телевидения, Сигурни Уивер носит имя “королевы научной фантастики”, будучи фактически единственной женщиной, которая создала центральный образ одной из самых знаковых и самых важных классических фантастических киноэпопей, оказавших влияние на становление жанра в 1970-е, на его развитие в 1980 и трансформацию в 1990-е.

И это при том, что, несмотря на свой рост (182 см), который поначалу был для нее почти что невозможной преградой к получению главных ролей, так как ее визави оказывались значительно ниже, сегодня Сигурни Уивер признана одной из 100 самых сексуальных кинозвезд, занимая место, следующее за Одри Хепберн…

Сюзан Александра Уивер получила степень магистра изящных искусств в Иеле на кафедре драмы в 1974 году. Там же она взяла себе новое имя в честь героини Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, Сигурни, и продолжила играть в театре, где подвизалась еще со времен учебы в Стэнфорде. Хотя ее приняли на магистерскую программу, профессура очень настороженно относилась к “дылде”, давая понять, что ей не светит играть из-за роста никого, кроме проституток или старух (чего не сказать про ее однокашницу, Мерил Стрип, которую благоговейно выделяли из всего курса).

Я потеряла огромное количество ролей из-за своего роста. Во мне 189 см на каблуках… Продюсеры ниже меня, и я уж точно никогда не была их сексуальной фантазией. А что до актеров, если я вхожу в комнату и актер встает, а затем в застенчивости немедленно садится, я слышу собственный внутренний голос: “Ну вот опять эта роль не для тебя”… Однажды я предложила нарисовать себе туфли вместо ступни, чтобы получить роль — ведь так я казалась на 10 см ниже…

Однако же в 1973 году она вышла на сцену театра и нашла своих друзей-актеров, с которыми долгое время продолжала сотрудничество на Бродвейской сцене. В 1970-х она переиграла весь классический репертуар Йеля, а затем стала появляться в пьесах Дюранга, помогая ему создавать адаптации и сценарии. В 1979 году она получила ряд наград за главную роль в совместной пьесе «Das Lusitania Songspiel» и, наконец, стала привлекать к себе взгляды киностудий.

Ее кинодебютом стало 6-секундное появление в “Энни Холл” Вуди Аллена, которое запомнилось многим зрителям и критикам — и заставило обратить на необычную Уивер особенное внимание.

Чужой

Собственно, ее успешная театральная карьера, прекрасный дебют, выдающиеся внешние данные, блестящее образование и происхождение (Сигурни Уивер никогда не скрывала, что ее семья общалась со многими знаменитыми режиссерами и сценаристами, поскольку была именно из этого “круга”) стали решающими в выборе ее на роль в научно-фантастический фильм начинающего режиссера, Ридли Скотта, съемки которого начались в 1978 году…

В Голливуде, если ты мужчина и говоришь то, что тебе приходит на ум, тебя считают крутым парнем. Но если ты женщина и делаешь то же самое, тебя считают назойливой стервой.

Продюсеры и сценаристы договорились друг с другом, что главным персонажем “Чужого” должна стать женщина, так как это выгодно отличит фильм от множества ему подобных, а на главную роль изначально прочили Мерил Стрип, подругу и давнюю соперницу Уивер по университету. Однако у Стрип от рака умирал жених, а пробы Уивер показали, что она обладает нужным для роли уоррен-капитана космического корабля Эллен Рипли набором черт.

Мне иногда кажется, что мне намеренно отправляют те роли, от которых отказалась Мерил…

Если бы продюсеры тогда знали, что они предопределили судьбу нескольких поколений и положили начало целой мифологии, в центре которой созданный Сигурни Уивер образ, — что бы они сказали?

Одно из самых острых наслаждений в “Чужих” состоит в том, чтобы наблюдать за тем, как растет Эллен Рипли, как героиня, и Сигурни Уивер, как актриса (Boston Globe).

В первой серии “Чужого” (задуманного, как самостоятельный фильм без продолжений) Сигурни сыграла ключевую фигуру. Ее героиня, лейтенант Эллен Рипли, волевая, резкая, авторитарная, но при этом строгая к самой себе не меньше, чем к остальным, настоящий маленький воин не по собственной воле: так выходит, что она вынуждена взять командование бортом космического шаттла “Ностромо” в свои руки, хотя больше всего в жизни хотела бы находиться не в космосе, а дома.

Это удивительное сочетание земного, телесного, обычного и суперчеловеческого в хрупкой молодой женщине (Сигурни Уивер на время съемок было 30 лет), сделало Эллен Рипли ближе к зрителям, чем любого героя “космических одиссей” до этого. Она вовсе не святая — ее влекут страсти, далеко не всегда оказывается права, но в момент стресса, она единственная делает правильный выбор, не сомневаясь и не медля. Уивер стала нервом фильма, ее дыхание определяло ритм картины, ее голос стал фирменной фишкой — низкий, резковатый, словно бы специально созданный для космоса с его холодной темнотой вокруг…

Уивер, которая почти все время появляется в кадре, демонстрирует очень сильную, притягивающую к себе игру. Она — ядро, которое все держит в строгом космическом единстве (Chicago Sun-Times)

Так родилась легендарная героиня и началась эпопея длиной в 40 лет: Уивер сотворила Рипли (и наоборот — Рипли сделала Сигурни Уивер в одночасье знаменитой и популярной киноактрисой), которая с конца 1970-х прочно вошла в мировую sci-fi поп-культуру. Сегодня Эллен Рипли — персонаж множества компьютерных игр, книг и комиксов, ее фразы стали крылатыми, ее имя — нарицательным.

После небывалого успеха “Чужого” Ридли Скотта началась работа над продолжением фильма. За режиссерский пульт продюсеры пригласили новую звезду научной фантастики Голливуда Джеймса “Терминатора” Кэмерона… Именно он переписал сценарий и сделал новый фильм, “Чужие”, прямым продолжением истории Эллен Рипли через 57 лет после ее чудесного спасения в оригинальной ленте.

За этим фильмом стоит то, чего не было у его предшественника — потенциал мегахита. И он заслуживает того, чтобы им стать: продолжение, которое лучше своего оригинала во многом, открывающее перед Уивер новые эмоциональные глубины для погружения в них (Time)

Было ясно, что студия пригласила Кэмерона с определенным расчетом: он нужен был для того, чтобы сделать из культового инди-фильма суперхит. Сиквел стал круче первой части во всех отношениях: сюжет, графика, спецэффекты, музыка, массовка… За исключением одного — в центре по-прежнему была Сигурни Уивер, на 7 лет старше, опытнее, сильнее и ярче. Кэмерон делал древнегреческую трагедию под прикрытием научной фантастики — схватка Эллен Рипли, спасающей девочку из колонии, на которую напали Чужие, с Королевой Чужих напоминает битву архаических титанов.

Мощный, захватывающий, масштабный фильм превращает зрителей в соучастников битвы, которой Голливуд не знал ранее.

В работах Кэмерона всегда есть интересное напряжение между мужским и женским началом. Однако в этом фильме мы находимся у архаического начала всех битв… (Time Out New York).

“Чужие” снимался так, чтобы иметь продолжение — и в 1992 году 43-летняя актриса сыграла в третьей части тетралогии. Главным условием Уивер была смерть Эллен Рипли в конце фильма: она не видела смысла оставлять финал открытым, чтобы не продолжать до бесконечности эксплуатировать образ, ставший иконическим.

Однако Дэвид Финчер (как режиссер) и продюсеры (как те, кому пришлось монтировать отснятый материал после того, как Финчер покинул проект по завершении съемок) это условие нарушили. Более того, третья часть оказалась самой непродуманной, самой неровной, самой некосмической из всех фильмов эпопеи. Но при этом и самой темной, самой трагичной: героиня Сигурни Уивер осознает, что она является носителем Чужого, в ее теле растет эмбрион, который уничтожит все вокруг. И это понимание, эта внутренняя борьба стоят многомиллионных спецэффектов второго фильма и неожиданных сюжетных поворотов первого.

Эффект стриженой головы Уивер устрашающе чувственен: это заставляет нас сосредоточиться на красоте ее скелета, увидеть каждую косточку. В этой серии Рипли — награжденный шрамами воин, единственный оставшийся в живых, кто знал, как бороться с этими щупальцами и челюстями тварей, и ее борьба длится так долго, что Чужие стали, по сути, ее половиной… (Entertainment Weekly)

По сути, “Чужие 3” уже не триллер и не научная фантастика в чистом виде — это драма, а Уивер в ней демонстрирует не только свой бритый череп заключенного самой страшной межгалактической тюрьмы, но и уникальные драматические способности, которые всегда выделяли ее в театре. Не даром за плечами Сигурни уже были номинации на “Оскара” (не за “Чужих”), множество наград “Золотого глобуса” и BAFTA за сыгранные ею серьезные кинороли конца 1980-х (“Деловая женщина”, “Гориллы в тумане”).

В 1992 году на вопрос о вероятном продолжении “Чужих” в интервью Уивер заметила: “Я уверена, что продолжение будет. Но уже без меня..”. Но актриса не угадала: через 5 лет — несмотря на нежелание участвовать в продолжении истории — с гонораром в 11 млн долларов (он превысил бюджет первой картины тетралогии) она выступила в последний раз в роли лейтенанта Эллен Рипли. Вернее, ее клона — и тут Сигурни Уивер разошлась на всю катушку. Если до этого ее героиня все три части была положительным образом, цельной натурой, примером для подражания поколений супергероев, то клон лейтенанта Эллен Рипли похож на уставшую, разочаровавшуюся и циничную копию.

Сигурни Уивер, очевидно, наслаждается, играя дикую, саркастически новую Рипли, и ее радость заразительна (Salon.com)

Но и в этой игре есть все, что не оставит равнодушным ни одного зрителя: 50-летняя актриса, красота и обаяние которой с возрастом приобрели новые шарм и остроту, наслаждается собой — и, зная цену своей игре и своим талантам, делает кассу и этому фильму. Кроме того, она выступила сопродюсером картины и соавтором сценария, удовлетворяя свои творческие амбиции.

Мне нравится продюсировать. Есть хорошие продюсеры, есть плохие. Я очень долго училась тому, чего не следует делать. Главная моя цель сейчас — продюсировать те фильмы, к которым я не имею отношения. Я не ищу картин для себя. Это не вопрос тщеславия…

В 2015 году Нил Бломкамп, который уже работал с Сигурни Уивер над комедией “Робот по имени Чаппи”, заявил о своем участии в проекте-продолжении “Чужих”.

Я могу определенно надрать задницу этим Чужим снова и снова. Правда, я не могу говорить за продюсеров, полагая, что Фокс вряд ли возьмет актрису, которой только что исполнилось 60, на главную роль в боевике. Что же, если это так — то это очень плохо. Мне бы хотелось сделать эту последнюю историю, в которой мы возвращаемся на планету, где была решена судьба Рипли. Но я чувствую, что ее история не закончена.

После огромного интереса, вызванного новостью, студия раскрыла планы и сообщила, что Сигурни Уивер точно сыграет роль лейтенанта Эллен Рипли в фильме, релиз которого намечен на 2017 год. Если так, то Уивер станет самой взрослой исполнительницей роли и фактически единственной, кто появился в пяти фильмах за 40-летний период… Что само по себе уникально!

Драматические роли

Однако только “Чужими” карьера королевы научной фантастики Голливуда не ограничивалась: в 1990-е Сигурни Уивер успешно сыграла в ряде фильмов, которые были высоко отмечены критикой по обе стороны океана.

Я лучше сыграю эпизодическую роль в фильме, который мне нравится, чем буду играть главную в картине, на которую мне наплевать.

В ее послужном списке всегда были театральные роли в популярнейших бродвейских комедийных шоу, так что комедийный дар актрисы был известен публике даже раньше появления легендарной Эллен Рипли. А вот драматический потенциал в Уивер раскрылся благодаря сотрудничеству как с лучшими европейскими актерами и крупнейшими режиссерами, так и с новичками в кино.

Я буду работать скорее с новичком, который болеет за свой материал. В моей карьере достаточно фильмов со старыми и уставшими людьми, которые опускают руки и говорят “ок, давайте скорее закончим”.

Начиная с середины 1990-х один за другим выходят фильмы с Сигурни в главной роли: это “Смерть и девушка” (дуэт с Беном Кингсли у Романа Полански), “Карта мира” (с Джулианной Мур), “Ледяной ветер” (режиссер Энг Ли)…

Обычно Голливуд просит тебя делать то, что ты уже сделал. После картины “Ледяной ветер” (1997), мне предложили тысячу ролей по типу “Ветра”. Вы всегда получаете одно и то же, снова и снова, если не вникаете в материал. Дело ваше — бегать по одному и тому же кругу, или нет.

Наконец, в 2000-х Сигурни Уивер, освобождаясь от гнета студий и диктата режиссеров, начинает играть в независимых проектах, исполняя часто эпизодические роли или даже соглашаясь быть продюсером картин. Поддерживая разные проекты, она далеко не всегда попадает в милость к критикам: на одну прекрасную картину приходится несколько довольно посредственных. Однако это не смущает Сигурни — ее кредо помогать тем, кто жаждет научиться чем-то в профессии (актриса сама отлично помнит, как трудно ей давалась учеба из-за роста и необычной внешности).

В последнее время я снялась в огромном количестве независимого кино, которое мне очень нравится. Я пришла из театра — так что авторское кино мне очень подходит.

Наиболее ярко смесь театрального и кинематографического опыта проявились в потрясающе нежном и невероятно пронзительном авторском проекте “Снежный пирог” (2006), за который Уивер получила множество наград и номинаций.

Сигурни Уивер привел в проект Алан Рикман, с которым они уже сыграли вместе в комедии 1999 года “Галактический квест”. Британец Рикман, известный своим драматическим мастерством, как и Сигурни, довольно часто снимался в независимых малобюджетных проектах, поддерживая новичков или темы, которые не привлекали большие студии. “Снежный пирог” стал как раз такой картиной: в ней рассказывается история отношения аутичной женщины, жительницы заснеженного городка, и человека, который по ужасному стечению обстоятельств в автокатастрофе убил ее дочь…

Сигурни Уивер более года готовилась к роли. Она изучала поведение аутистов, посещала специальные семинары, институты и жила с женщиной-аутистом Роуз Блэкберн некоторое время, чтобы наблюдать за ее поведением. Ее черты легли в основу образа, созданного в “Снежном пироге”.

Определенные роли требуют от вас выхода из зоны комфорта. Может быть, даже каждая роль… И я чувствую, что я проделала хорошую работу и потратила свое время с пользой. Фильм — очень масштабный, и в нем вы найдете огромное количество посланий, в нем есть все, о чем бы вы ни думали. Чем больше я узнавала про этот недуг, тем больше мне казалось возможным создать некий собирательный образ.

Героиня Сигурни Уивер, Линда Фриман, женщина, страдающая аутизмом, стала своего рода “Человеком Дождя” в юбке. Уивер филигранно воссоздает привычки, манеры, жесты, мимику людей с этим психическим заболеванием. Ее игра ломает стереотипы, сложившиеся в отношении актрисы: на экране нет “огромной своенравной дылды”, есть лишь Линда и ее жизнь, полная опасности и тихих радостей в виде снежных пирогов из морозилки…

Дуэт Рикмана и Уивер — центр фильма, и его совершенно душераздирающий финал окупается сторицей и стоит того, чтобы досмотреть все до конца (Film Threat)

Аватар

2000-е годы для Сигурни Уивер означали не только новые роли на Бродвее (востребованность ее как театральной актрисы никогда не ставилась под сомнение, напротив, она из сезона в сезон демонстрировала потрясающие энергию и активность, сочетая, несмотря на возраст, и съемки, и работу в театре): первое десятилетие миллениума ознаменовалось выходом на экраны “Аватара” Джеймса Кэмерона, старинного приятеля и коллеги Сигурни по “Чужим”.

Кэмерон пригласил на ключевую роль в своем удивительном фэнтэзийном творении Сигурни Уивер, сделав ее главой проекта “Аватар”, доктором Грейс Огустин. Грейс — альтер-эго Джеймса Кэмерона, и актриса с режиссером об этом прекрасно знают: она наделена бескомпромиссной честностью, несгибаемой волей, она отказывается идти на сделки с системой и вся ее фигура больше похожа на воина, нежели ученого… Кэмерон в шутку называл Уивер во время съемок “Шипли”, намекая на Эллен Рипли.

Шокирующий и прекрасный, “Аватар” создан, чтобы вы его посмотрели — вы никогда не испытывали ничего подобного, ни вы, ни кто-нибудь другой (Los Angeles Times).

Самый коммерчески успешный фильм Голливуда, снятый в технологии 3D, открывший принципиально новую страницу в массовом кинематографе, “Аватар” стал местом, где сбылись амбиции Уивер и Кэмерона: их антивоенные настроения, их регулярные манифесты против того, что делает человек с природой, их философские взгляды, их видение мира, наконец.

“Аватар” словно бы повторил славу “Чужих” — и сразу же после своего выхода на экраны стал классикой жанра, поскольку сам этот жанр и создал. После 2010 года, когда “Аватар” взял все возможные награды, а Кэмерон смог отбить огромный бюджет в 300 млн долларов на создание картины, пошли разговоры о продолжении франшизы.

В 2018 году на экраны выйдет вторая часть, в 2020 — третья, и, наконец, в 2022 году заявлена четвертая часть истории. Стоит ли говорить, что в каждой из них свою важную роль собирается играть Сигурни Уивер, будучи сердцем, честью и совестью этой фантазии.

Я всегда жалела о том, что у меня такая серьезная карьера — ведь я по жизни полный идиот!

И, быть может, наконец королева sci-fi получит своего Оскара — хотя бы за уникальную жизнь в двух непохожих друг на друга, но невероятно важных для понимания современного кинематографа, историях.

Share