007: Координаты Скайфолл

Режиссеру и нынешней команде (где не самое последнее место занимает и круто обновленный Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга) удалось сделать невозможное: Мендес переломил ставшую плохой традицией изображать Бонда как идеальную машину для секса и убийств.

В 2006 году в «Казино Рояль» мы увидели Бонда до его превращения в Пирса Броснана: неотесанного, романтичного и наивного лопоухого агента. Впрочем, он довольно быстро научился носить хорошие костюмы, а с ними часы, очки, ботинки, запонки. Но всей той привычной лаковой ерунды, которая окружала Броснана, создатели нового фильма Крейга лишили.

«007: Координаты Скайфолл» явно указывает на это: темой диалогов для героев — Бонда-Крейга и его молодого помощника-компьютерщика Кью-Бена Уишоу становится отсутствие самовзрывающихся авторучек, суперкаров с пулеметами и катапультами (хотя знаменитый Астон Мартин все же появится на дорогах, ведущих героев в Шотландию). Все, чем нынче вооружен Джеймс Бонд — пистолет и радио. Все остальное, как показывают реалии дивного нового мира, в котором Бонду придется бороться с ему подобными, решают хлюпики в пижамах у компьютера.

Сюжет «Координат Скайфолла» сложно рассказать, чтобы не испортить будущему зрителю радости от погонь-выстрелов-череды смертей, которых всегда в любой Бондиане в избытке. Впрочем, из того, что открывали продюсеры картины еще до официального выхода «007: Координаты Скайфолл» на экраны — так это то, что в фильме умрет М. То бишь дама Джуди Денч наконец-то озвучила свое решение выйти из игры.

И тут нельзя не сказать несколько слов про образ, созданный Джуди Денч за недолгое ее присутствие в бондиане. Она, как дама, безусловно, интересная и с еще каким прошлым, придала фильму то, чего раньше Бондиана была лишена, а именно тонкости, таинственности и психологичности.

Как постоянный (второстепенный, но весьма значительный) персонаж, Денч на протяжении последних семнадцати лет, то есть семи серий, была сюжетообразующим звеном многих ситуаций. «007: Координаты Скайфолл» Сэма Мендеса, по сути своей, окончательно раскрыл нам то, что сформировало Бонда как Бонда. М. в картине явно предстает как одна из привязанностей великого шпиона. Уже без обиняков ее называют «матерью», а то и «возлюбленной» рыцаря наших дней. Плюс к этом символы, в которые вписан ее образ в картине, в принципе должны вызывать только одну ассоциацию главы Ми-6. Имеется в виду Ее Величество Королева Англии, Шотландии, Уэльса….

Будто отдавая дань уходящей из франщизы актрисе, Мендес вплел в сюжет всю ее творческую биографию, в которой есть место и ему. Джуди Денч неоднократно изображала на театральной сцене королевских особ (участвовала в постановка Сэма Мендеса, кстати), получила своего Оскара за исполнение Елизаветы Великой в фильме «Влюбленный Шекспир». А в 1997 году и вовсе воплотила на экране в фильме «Миссис Браун» вторую по степени преклонения любимицу британцев, по имени которой названа эпоха расцвета колониальной Британии, — королеву Викторию. Биография Денч придает многим эпизодам «Скайфолл» дополнительный привкус — от «узнавания» различных источников в сценах зритель только выигрывает.

Расшифровка кода М. придает взаимоотношениям героев сдержанной терпкости и поэтической изящности. Тем более, что поэзии «007: Координаты Скайфолл» не занимать!

(с) По заказу канала Кинопоказ, 2013

Share