Сьюзан Сарандон

Есть актрисы, над которыми время не властно — Сьюзан Сарандон из их числа. Все стадии ее взросления прошли перед глазами зрителей, и в 2017 году, в 71 год, она не менее прекрасна, чем в 1970-х, в начале своей актерской карьеры.

В поисках себя

Поначалу Сарандон играла в основном уязвимых и ранимых женщин. Ее ранние роли — сплошь жертвы, но позже героини весьма изменились, превратившись в волевых, сильных, ярких и  чувственных женщин. Внешние данные всегда позволяли Сьюзан воплощать самые смелые образы: огромные выразительные глаза, шикарная рыжая грива волос, стройная фигура и редкое сочетание — худоба, длинные ноги и внушительный бюст. В юности она даже поработала моделью агентства «Форд», а в 1996 году Сарандон была названа американскими журналом People одной из 50 самых красивых женщин мира.

Продюсеры приглашают на роль тех мужчин, на которых хотят быть похожи, и тех женщин, которых хотят трахнуть. Проблема большой груди заключается в том, что ее владелица, как правило, должна выбирать — большая грудь или мозги. Но моя грудь, к примеру, сильно переоценена.

Снявшись в десятке проходных картин, в конце 1970-х Сарандон начинает сотрудничать с французским режиссёром Луи Малем, и в 1982 ее номинируют на премию «Оскар» за роль в картине «Атлантик-Сити» (1980). Накануне 35-летия она нащупала уникальное амплуа современной американки неоконсервативной эпохи, целеустремленной до фанатизма, самостоятельной и разумной, готовой на самопожертвование ради любви или иной достойной цели.

В картине «Атлантик-Сити» актрисе удалось сыграть так, что её образ понимается обобщённо, приобретает кинематографический и культурный контекст. Она – типичная «американская мечтательница», которая надеется «создать себя», осуществить нереализованные стремления, обрести счастье и преуспеть. (3500 рецензий)

В 1983 году Сарандон сыграла врача-бисексуалку в культовом фентези «Голод» британского режиссера Тони Скотта. Изначально предполагалось, что фильм будет снимать Алан Паркер. Но тот, посмотрев рекламные ролики Тони Скотта, сказал, что пускай лучше кино снимает Скотт (Тони — младший брат Ридли Скотта — много лет спустя в возрасте 68 лет добровольно ушел из жизни).

“Голод” стал дебютом Тони в большом кино. Трио исполнителей главных ролей — Катрин Денёв, Дэвид Боуи и Сьюзан Сарандон — оказалось неотразимо, ослепительно прекрасным. Сам фильм критики крепко ругали, называя его откровенно слабым и просто смешным (особенно часто проходились по бесконечным развевающимся на ветру тканям и лужам крови, похожей на кетчуп).

Скотт в своём полнометражном дебюте пытался доказать, что он тоже имеет вкус к эстетизированному, подчас изысканному зрелищу, которое должно свидетельствовать о знании высокой культуры и об определённой рафинированности постановщика. Ошибка начинающего режиссёра заключалась в том, что он хотел вместить в первую картину всё, на что был способен, но не соразмерил масштаб и жанр обычной истории про вампиров со своей неуёмной жаждой самораскрытия. Тони Скотт визуализирует действие, даже приближая его к эстетике видеоклипа, эффектного шоу-номера, усложняет и намеренно запутывает простой сюжет, делает многозначительным, манерным, не подлежащим расшифровке и вроде бы привлекает зрителей нетрадиционностью и загадочностью ленты. (3500 рецензий)

Сценарий основан на одноименном романе Уитли Страйбер и представляет собой историю древних вампиров. Женщина-вампир Мириам уже несколько веков живёт на свете и поддерживает в себе жизнь благодаря свежей крови своих спутников — партнёров-любовников. Самое смешное, что главный вампир – Катрин Денёв. По сюжету она не стареет, и укушенные ею любовники тоже, но лишь до определенного момента. Дэвид Боуи сыграл ее стремительно угасающего партнера по имени Джон (чтобы сделать свой голос сиплым и соответствовать образу старика, он каждую ночь выходил на мост Джорджа Вашингтона и орал все известные ему панковские песни). Сарандон досталась роль врача-геронтолога, которую Денёв пытается обратить в свою веру. И заодно соблазнить.

Фильм даёт простор для зрительской фантазии и практически любых трактовок. Постановщик явно лукавил, ничуть не стараясь логически выстроить картину, тем более — спрятать в ней «бездну смысла». Он намеревался лишь поиграть, продемонстрировать своё умение (видеоклиповый пролог и эпизод старения Джона сделаны мастерски), поразить интеллектуалов редкостным подбором музыки — от рока до Делиба. И более ничего!  (Сергей Кудрявцев)

Сцена соблазнения Денёв-Сарандон имела эффект бомбы и вызвала тогда, в 1983, много разговоров и в среде интеллектуалов, и в среде специалистов кино. Когда снимался фильм, ходили всевозможные слухи о закрытых показах, более “полных” режиссерских версиях и так далее. Это была по-настоящему смелая сцена, с полным обнажением, но без пошлости и насилия — вполне себе романтическая эротика. Причем довольно-таки реалистичная, и что ценно — без малейшего уклона в порнографию.

Поскольку мы знаем, что знаменитые актрисы обычно не соглашаются сниматься в подобных сценах, документальный реализм сцены придает ей силу и особый интерес. (Chicago Sun Times)

Катрин Денёв выстроила свой образ в «Голоде» на контрасте холодной красоты и странных эротических наклонностей, с которыми сталкиваются герои ее романов. Сарандон играет женщину умную, уверенную в себе, но совершенно растерявшуюся (и ее можно понять) перед лицом смерти и убийственного обаяния вампирши. В сцене соблазнения Сарандон абсолютно обнажена, и по крайней мере в начале — играет сама, позже, когда камера начинает внимательнее всматриваться в любовниц — крупные планы принадлежат дублерше. Невозможно сопротивляться любопытству — как далеко они зайдут? Что еще не побоится показать зрителю режиссер-дебютант? Если бы не дурацкие шторы на ветру, сцена была бы близка к совершенству. Впрочем, в «Голоде» вообще мало кадров, которые обошлись без занавесок. Если Денёв в образе Дракулы — это и правда довольно смешно, то Сарандон в роли человека на границе жизни и смерти —  убедительна и достоверна (насколько это вообще возможно в готик-фэнтези).

«Голод» — мучительно плохой фильм о вампирах, закрученный вокруг одной изящной сексуальной сцены. Извините, но так оно и есть, и ваш покорный слуга должен быть честным с вами. Я упоминаю эту сцену, потому что это чуть ли не единственная, которая действительно состоялась в фильме «Голод». Нет, ну может там и есть какая-то история, где-то там за всем этим декором. (Chicago Sun Times)

Несмотря на строгие оценки и нападки современников, впоследствии и сам фильм, и саундтрек “Голода” стали культовыми у любителей готического стиля, и особенно у поклонников “Баухаус” и Дэвида Боуи. В фильме прозвучала песня Bauhaus «Bela Lugosi is Dead», которую считают отправной вехой в появлении готической субкультуры. Игру Сарандон отметили и фанаты фильма, и маститые кинокритики, которые не оставили от “Голода” и щепки, но пощадили (а некоторые даже похвалили) актрису.

Что делает «Голод» интересным, — это иконически выверенный стиль, который г-н Скотт привнес в кино из своей карьеры в рекламе и документалистике. <…> Мисс Сарандон демонстрирует высокий класс, особенно мы запомнили обнаженную сцену, в которой она играет очень хорошо (помимо этого она прекрасно играет и в одежде!) (NY Times).

«Оскар» — с пятой попытки

Хотя «Голод» стал довольно нашумевшей картиной, Сарандон оставалась относительно мало известной широкой публике. Положение переменилось после блестящих ролей в таких коммерчески успешных проектах, как «Иствикские ведьмы» (1987) и «Дархэмский бык» (1988).

В «Иствикских ведьмах» Сьюзан предстала во всей роскошной зрелой красоте: копна ее рыжих волос, горящие глаза и тонкий стан заиграли даже на фоне звездных партнерш по фильму — Шер и Пфайффер. А уровень актерского мастерства Сарандон подтвердил, что ей подвластны комедийные роли, да еще и в дуэте с самим Джеком Николсоном, рядом с которым она смотрелась более чем органично.

В первой половине 1990-х киноакадемики пристально следили за карьерным ростом артистки Сарандон: они чуть ли не ежегодно выдвигали ее кандидатуру на «Оскар». В общей сложности она была номинирована на эту премию как лучшая актриса четыре раза: за роль в “Атлантик-сити” (1982), в “Тельме и Луизе” (1992), в “Масло Лоренцо” (1993) и в криминальной мелодраме “Клиент” (1995).

Роад-муви «Тельма и Луиза» режиссера Ридли Скотта сегодня можно рекомендовать тем, кто скучает по 1980-м — по тем временам, когда  муж имел полное право отхлестать домохозяйку по щекам за пересоленный суп; эпоху до мобильной связи и Интернета, и что особенно ценно — до появления политкорректности. Да, в начале 1990-х мужчины вели себя грубо и прямолинейно, а женщины по большей части принимали это как должное и подчинялись — у кого на сколько хватало терпения.

Неглупой и сильной духом Луизе (Сарандон) приходится  отдуваться за идиотские выходки ее подруги Тельмы (Джина Дэвис), красотки и романтической дурочки. Некогда жизнерадостная Тельма, выйдя замуж за равнодушного и жестокого человека, превратилась в безвольное и безрадостное существо. В попытке уйти от себя и своих демонов, подруги пускаются в бега. Им приходится защищать себя и свое право на самостоятельность всеми возможными способами — включая незаконные.

Сарандон сыграла свою героиню с полной отдачей, даже с надрывом, перед камерой она переживает всю гамму человеческих чувств, от надежды до отчаяния, от любви до ненависти.

«Тельма и Луиза» — это просто прекрасное жаркое лето, в которое мне позволили быть дикой.

Как-то так вышло, что в этом фильме сценариста Кхури и режиссера Ридли Скотта мужчины поголовно показаны насильниками и придурками. Хороший полицейский (Кейтель) добавлен в мужской ансамбль притчи, чтобы немного разбавить галерею подонков. Тельма и Луиза, которые показаны санитарками леса, борцами за равноправие женщин (или хотя бы уважение к ним), получились немного гротескными, но совершенно незабываемыми.

У продюсеров ушло много времени, чтобы найти подходящую актрису на роль Луизы, им даже пришлось заключить специальное соглашение с Джиной Дэвис, согласившейся сыграть как Тельму, так и Луизу.

Роль Луизы была предложена многим актрисам, в том числе Шер. Но Скотт ни разу не пожалел о том, что отдал роль Сарандон. Во время подготовки к съемкам и в ходе съемочного процесса Ридли Скотт внимательно прислушивался к идеям по изменению тех или иных сцен, которые предлагали актеры. И особенно много предложений, вошедших в фильм, исходило от Сарандон.

Например, в сценарий были добавлены сцена, где Луиза пакует свои туфли в пластиковые пакеты, сцена, где Луиза обменивает свои украшения на шляпу у старика, а также была практически полностью переделана и переписана сцена в отеле между Луизой и ее бойфрендом Джимми.

Сегодня, спустя 20 лет, когда в Америке уже невозможно себе представить некоторые из сцен “Тельмы и Луизы”, фильм не теряет своей свежести и актуальности. Именно великолепная игра Дэвис и Сарандон сделала эту картину культовой и навсегда внесла ее в списки лучших роад-муви.

Фанаты фильма пересматривают его и у каждого из них есть свой любимый финал. Ридли Скотт снял расширенный финал, где автомобиль медленно летит в пропасть (эту сцену можно посмотреть только в специальном DVD-издании). Существует альтернативная концовка фильма, снятая под блюзовую песню Б. Б. Кинга. Однако Ридли Скотт предпочёл более динамичный финал на музыку Ханса Циммера.

По мере приближения к точке кульминации у некоторых зрителей могут возникнуть противоречивые чувства и сомнения по поводу Тельмы и Луизы: это феминистки-мученицы или адские сучки? Не сомневайтесь. Они женщины из плоти и крови и они созданы, чтобы разоблачить сексуальность и сексизм. Сценарий Кхури не о ярости или мести; скорее о том, как и на что мы тратим свою жизнь. Режиссер Скотт, чьи фильмы обычно отмечены размеренным повествованием, на этот раз взрывает ваш мозг. Это смешной, увлекательный и душераздирающий роад-муви попадет под вашу кожу, и останется там навсегда. (Роллинг Стоун)

Фильм “Масло Лоренцо” австралийского режиссера Джорджа Миллера основан на реальных событиях. Критики шутили, что Миллер хотел рассчитаться с Голливудом за все унижения, которые он испытал во время съемок комедии «Иствикских ведьм», и будто бы он в отместку снял совершенно нетипичное для себя и неожиданное для всех кино.

Нарочито пренебрегая ожиданиями своих поклонников, режиссёр демонстративно углубился в дебри медицинской специфики в не слишком сентиментальной мелодраме о родителях, которые борются за жизнь своего смертельно больного сына. Сарандон сыграла мать мальчика в дуэте с Ником Нолти, и заработала очередную номинацию на премию американской киноакадемии.

Душераздирающая история подталкивает ее участников к самому краю, и они демонстрируют мужество и воображение, на которые люди способны, когда у них нет выбора. Сьюзан Сарандон и Ник Нолти смело и решительно играют супружескую пару, иногда слишком измученную и одержимую, чтобы быть хотя бы дружелюбными друг к другу. Но у них общая цель — они хотят спасти жизнь своего сына. (Chicago Sun Times)

Об экранизации одноименного романа Гришэма «Клиент» можно сказать, что это качественный продукт и что весь фильм выстроен на харизме героини Сарандон. Она играет разочарованную в жизни женщину-адвоката, Реджи Лав, у которой отобрали детей, и которая пытается защитить от мафии единственного свидетеля страшного преступления — 11-летнего мальчишку по имени Марк. За участие в этом фильме Сарандон впервые получила гонорар, достойный игроков «высшей лиги» Голливуда — 5 миллионов долларов.

Сарандон, с этими ее огромными, выразительным глазами, которые излучают острый ум и остроумие, играет блестяще. Она позволяет нам увидеть, как жизнь потрепала Реджи, но не лишила ее способности к состраданию. …Сарандон и Томми Ли Джонс — превосходные актеры, они способны привнести сексуальное напряжение даже в рассуждения о юридических процедурах. Их сцены просто искрят энергией, невообразимой в сценарии Акивы Голдсмана и Роберта Гетчелла. Наконец-то Гришэма хорошо экранизировали! (Rolling Stone)

Права на киноадаптацию «Клиента» были выкуплены компанией «Уорнер Бразерс» сразу после выхода бестселлера Джона Гришэма, ставить фильм пригласили Джоэла Шумахера. Сам по себе это не лучший роман Гришэма, критики пеняли ему на излишнюю сентиментальность и склонность к мелодраме. Однако зрителю фильм понравился — лента окупилась в прокате. Сарандон сыграла мисс Лав тонко, с величайшей деликатностью, показав себя не только незаурядной комедианткой, но и тонко чувствующей драматической актрисой.

Я попыталась показать, что взаимоотношения между Реджи и Марком, которому всего 11 лет, и должны напомнить историю любви или историю познания любви, причём со стороны обоих персонажей, заслуживающих доверия друг друга.

Пятая попытка Сарандон взять “Оскара” все-таки увенчались успехом. Она получила вожделенную статуэтку за роль в 1995 году: Сьюзан стала одной из двух актрис, которые выиграли Оскар за роль монахини (первой была Дженнифер Джонс за роль в «Песне Бернадетт» в 1943 году) в драме Тима Роббинса «Мертвец идет». Это экранизация книги монахини Хелен Прежан о её болезненных взаимоотношениях с Элмо-Патриком Сонье, приговорённым к смертной казни в 1980-е годы.

По сюжету “Мертвец идет” — довольно депрессивная психологическая история, где Шону досталась роль убийцы и насильника, приговоренного к смерти, а вот Сарандон после десятков ролей роковых красавиц выпало сыграть монашку, правда, очень симпатичную.

Она  верит, что сможет спасти душу «плохого парня». Пенн оказался чертовски убедителен в роли обаятельного злодея, и амплуа намертво прилипло к нему на долгие годы. А вот Сарандон уверенно и прямолинейно сообщила своим выступлением публике: она может сыграть все! И не побоится самой сложной роли, которая требует мастерства театральной актрисы.  Природное чувство юмора, которое с детства присуще Сарандон, здесь помогло не уйти в морализаторство и не дать зрителю скучать.

Я училась в очень строгой католической школе, но никогда не была бунтарем — просто всегда задавала много вопросов. В третьем классе нам сказали, что истинный брак может быть только по католическому обряду. Я спросила: «А как же поженились Иосиф и Мария, если Иисус еще не родился и никакой католической церкви не было?» Мне сказали, что во мне бушует первородный грех, и выставили в коридор. С чувством юмора у них там дела обстояли неважно.

Монахиня Хелен получилась у Сьюзан Сарандон весьма смелой. Тонко чувствующая душа, она наивно поддается на психологические манипуляции смертника. Критики и фанаты Сарандон единодушно заключили, что роль “монахини-бунтарки” справедливо подарила Сьюзен «Оскара», отмечая, правда, что это не самый запоминающийся и удачный образ в ее фильмографии. ”Мертвец идет” собрал в прокате более 40 миллионов долларов, и вошел в списки лучших фильмов планеты XX  века.

Cострадающая публика нередко готова прощать отверженных и любить их искупительной любовью почти так же, как сестра во Христе, скромная монашенка Хелен Прежан, реальная персона, описавшая в книге «Приговорённый к смерти идёт» собственные впечатления от встречи с преступником Мэтью Понселетом накануне приведения смертного приговора. А экранизацию данного произведения можно было бы посчитать ещё одним примером торжества политкорректности над искусством. Сьюзен Сарандон, которая сыграла Прежан с редкостным самоотречением, смогла наконец-то, с пятого захода, получить желанный «Оскар» (хотя этот экранный образ актрисы и не назовёшь самым потрясающим с художественной точки зрения). (3500 рецензий).

Зрелый образ

После того как Сарандон сумела остаться интересной публике даже в пресном амплуа монашки, она пустилась во все тяжкие. Взрослея (но не старея!) она напрочь перестала заботиться о том, чтобы быть красоткой в кадре. Наоборот, она как будто все время пытается переплюнуть саму себя — смогу ли я выглядеть еще уродливее? Но при всех ухищрениях гримеров, она все равно очаровательна, а ее огромные глаза никакой грим испортить не сможет — огонь в них неизменен.

Неужели выбор стоит так: или ты начитанная недотрога, или страстная шлюха? Мне кажется, всегда есть способ совместить. Чем старше я становлюсь, тем меньше думаю о том, как выгляжу, и больше о том, что делаю. Я до сих пор остаюсь актрисой только потому, что не знаю, как бросить.

Перейдя к ролям матерей, а чуть позже — бабушек, Сарандон не только не растеряла своих поклонников, но преумножила их армию. Например, роль матери семейства Марч в саге о судьбах четырех дочерей “Маленькие женщины” (1994), принесла ей только восторженные отклики прессы.

Одна из многочисленных экранизаций классического произведения Луизы Мей Олкотт оказалась успешной и с финансовой точки зрения, собрав 50 миллионов кассовых сборов, что в три раза превысило сумму бюджета. Прогрессивные феминистические идеи звучат абсолютно органично из уст героини Сарандон — она как влитая в образе матери, доброй и разумной.

Мелодрама “Мачеха” (1998) полностью держится на феноменальном актерском дуэте Сьюзен Сарандон и Джулии Робертс. Правда, можно сказать, что Сарандон просто украла у последней почти все сцены. Хотя поклонники Робертс этот фильм обожают и считают, что он недаром назван в честь именно ее героини. Сьюзан воплотила столь близкий миллионам женщин образ обманутой и брошенной жены, которой предпочли молодую красотку. Но Джеки — героиня Сарандон — не закопалась в ревности и обиде, а преодолевая невзгоды (и рак) сумела выстроить новую жизнь и — отношения с соперницей. Слезоточивый и в сущности простоватый сценарий  тем не менее радует отличными шутками и исполнительским мастерством актрис. Фильм был посвящен памяти Ирен Коламбус, матери режиссёра Криса Коламбуса, которая умерла от рака за год до выхода фильма.

В 2013 году Сарандон сыграла колоритную женщину-детектива Хейзел Микаллеф в фильме «Зов», который в российский прокат как «Призвание». Этот фильм для тех, кто обожает Линча с его «Твин Пикс», и для тех, кто скучает по «Фарго» во всех его проявлениях и ипостасях.

Американская глубинка не слишком отличается от канадской, если судить по «Зову», и совы тут тоже не то, чем кажутся.  Брутальная тетка, которой уже прилично за пятьдесят, попивает виски и дает фору молодым копам. Да, она пьет, но службу свою знает назубок, демонстрируя самообладание, циничность и самый высокий профессионализм. Она знает свой «приход» до самой мельчайшей детали, и только она сможет поймать опасного маньяка.

Интересно, что в том же 2013 году Сарандон присудили «Золотую малину» за участие в фильме «Папа-досвидос». Как видно, и на старуху бывает проруха. В 2015 году Сьюзан блестяще сыграла главную роль в фильме “Надоеда”, и в аннотации ее назвали “пожилой вдовой”. Ей-богу, авторы аннотации просто не видели фильма! Язык не поворачивается назвать пожилой эту энергичную и милую даму в годах.  

Да, сердце — просто мускул. Но оно устроено как любой другой мускул: чем чаще используешь, тем больше он становится.

 

Share