Для миллионов зрителей по всему миру Роберт Редфорд был и остается секс-символом 1970-1980-х годов. Он ничего не имеет против и сейчас, когда ему за восемьдесят.
Между прочим, женщины и сейчас обращают на меня внимание, может, даже чаще, чем в молодости. Была одна дама, которая в конце шестидесятых была мною одержима. Она преследовала меня там и здесь. В конце концов, ее задержали, и в ее сумочке нашли пистолет.
Редфорд сыграл 80 ролей, выступил режиссером десяти кинолент и продюсером полусотни фильмов. Его трижды номинировали на Оскара как актера, но получить награду ему удалось за вклад в киноискусство и за режиссуру. Он стал одним из шести режиссёров в истории мирового кинематографа, получивших эту награду за дебютный фильм.
Чарльз Роберт Редфорд-младший родился 18 августа 1936 года в Санта-Монике, штат Калифорния, США. Его отец был разносчиком молока до того, как устроился бухгалтером в нефтяную компанию Standard Oil.
Событий в моем детстве было немного, потому что денег у нас практически не было. По субботам родители брали меня в кино, а по средам — в библиотеку. И это было так важно для меня — зайти в это здание и взять книгу, которая на какое-то время становилась моей.
Роберт окончил Колорадский университет в 1955 году: он показал себя великолепным спортсмером и был звездой университетской команды по бейсболу. Редфорд до сих пор сохраняет отличную форму, и во многих фильмах сам исполняет трюки и различные сложновыполнимые задачи – например, в остросюжетном тюремном боевике «Последний замок» 2001 года 65-летний Роберт сам таскал тяжёлые камни, обнажив точеный торс. А в 2004 году без дублеров и каскадеров исполнял падение с горы, борьбу в грязи и погоню под проливным дождем в социально-психологической драме режиссёра Питера Брюгге «Расчёт».
Редфорд любит шутить, что после кончины Марлона Брандо он стал самым привлекательным «дедом американского кино». Но мужественность и харизма уживаются в Редфорде с невероятной добротой. И сегодня, как 50 лет назад, именно это удивительное сочетание завоевывает сердца.
И хотя лирический герой Роберта не слишком разнообразен в нюансах – это почти всегда уверенный в себе, абсолютно спокойный перед лицом любых испытаний рыцарь, он неизменно симпатичен в своей безупречной чистоте.
Эти концентрат харизмы и квинтэссенцию мужественности Редфорда талантливые режиссеры умело разбавляли дамской красотой. Результат получался как минимум на Оскар…
Начало: Джейн Фонда и Пол Ньюман
После женитьбы в 1958 году и переезда в Нью-Йорк Редфорд начал изучать живопись, а с 1959 года увлекся театром и стал появляться в театральных постановках на Бродвее и в различных развлекательных телешоу.
Его первая серьёзная киноработа — фильм о Корейской войне «Военная охота» 1962 года, где актер сыграл солдата-новобранца, попавшего на аванпост на 38-й параллели.
Я всегда был нетерпеливым актером: требовал поменьше дублей и просил не тратить столько времени на установку декораций. Ожидание сводило меня с ума. Теперь я стал понимать, что это часть взросления. Приехав в Нью-Йорк из Калифорнии в девятнадцать лет, я был взволнован сверх всякой меры. Я учился на актера, на художника и вел себя как большинство из нас, то есть так, будто до моего появления хороших актеров и не было.
Недостатка в ролях дебютант в последующие несколько лет не испытывает, играет достаточно много, однако обратить на себя пристальное внимание кинокритиков ему удается только лишь в 1967 году, снявшись в картине Нила Саймона «Босиком по парку».
Это очаровательная романтическая комедия, лаконичная и статичная как телеспектакль; партнершей Роберта по фильму выступила прелестная Джейн Фонда.
И Редфорд, и Фонда здеcь более всего блистают своей молодостью и чудесными лицами, нежели какими-то невероятными драматическими способностями. Да, в их первых фильмах они были просто «тутси», от амплуа которых так нелегко избавиться. Впрочем, самомнение Редфорда и его прекрасное чувство юмора помогали ему уже тогда.
Я отказался от роли в «Выпускнике» только потому, что даже в юности не был похож на двадцатилетнего выпускника колледжа, который никогда не трахался.
В 1969 году Редфорд получил одну из главных своих ролей в культовом фильме Джорджа Рой Хилла «Буч Кэссиди и Санденс Кид».
Этот вестерн, где напарником Редфорда по съемкам стал Пол Ньюман, собрал колоссальную по тем временам кассу (102 миллиона долларов) и оказал значительное влияние на развитие всего американского кинематографа.
Я люблю вестерны и ненавижу, когда кто-то говорит, что это устаревший жанр, или что кончились нормальные индейцы, или любую другую чушь. Вестерны — навсегда, это часть американской истории.
Фильм основан на реальных событиях из жизни Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида — двух легендарных бандитов Дикого Запада, которые промышляли нападением на банки и грузовые поезда.
Сандэнс в исполнении Редфорда — преданный и надёжный исполнитель хитроумных замыслов Бутча, он недоверчив и слывёт лучшим снайпером на Диком Западе.
«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» — классический образец «buddy film», главными героями которого традиционно выступают напарники-«кореша».
Все съемки очень красивые, а актеры прекрасны, особенно Ньюмен, Редфорд и мисс Росс, которым удается быть смешными и сеьезными одновременно. (Нью-Йорк Таймс)
В 1970 году фильм получил четыре премии «Оскар» (лучший оригинальный сценарий, операторская работа, лучшая оригинальная музыка и песня). Фильм стал кульминацией кинокарьеры Ньюмана и в одночасье сделал Редфорда суперзвездой. Последний назвал в честь своего персонажа приобретённое на гонорар от фильма горное поместье, где впоследствии возник одноимённый горнолыжный курорт. Теперь там проходит основанный Робертом Редфордом американский фестиваль независимого кино «Сандэнс».
Как я вообще могу подумать о продолжении «Бутча Кэссиди и Санденс Кида»? Парни погибли в конце. Что же это, по‑вашему, может быть — фильм про призраков, что ли?
Ньюман и Редфорд на протяжении долгого времени поддерживали приятельские отношения, и их взаимная симпатия очень заметна на киноэкране. Вместе они являются одной из самых запоминающихся пар в истории мирового кинематографа, а их следующая совместная работа, приключенческий фильм «Афера», была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм года (и при бюджете в 5,5 млн долларов собрала в прокате 156 миллионов). Хитроумный рассказ о двух чикагских авантюристах — Хенри Гондорфе и Джонни Хукере, которые разыгрывают в 1930-е годы великолепную аферу против нью-йоркского мошенника Дойла Лоннегана, убившего их приятеля.
Второй раз Редфорд встретился с Фондой на съемочной площадке «Электрического всадника» Сидни Поллака в 1979 году, уже будучи настоящей суперзвездой.
Поллак рассказывал историю Сонни Стила (Редфорд), легенды родео, который злоупотребляет алкоголем и подрабатывает зазывалой на скачках. Однажды он начинает бунтовать против махинаций крупных дельцов, желая спасти накачиваемую стероидами скаковую лошадь, рискуя лишиться последней работы. Журналистка Хэлли (Фонда) проявляет интерес к делу Сонни, а также и к нему самому.
Режиссёр Сидни Поллак умеет облекать протест и антиконформизм своих героев в довольно комфортабельную и консервативную форму, которая не так уж раздражает американских зрителей. Вот почему «Электрический всадник» занимает в творчестве Сидни Поллака четвёртое место по посещаемости сразу после суперпопулярных произведений «Тутси», «Фирма» и «Из Африки». (3500 рецензий)
Такого Редфорда зрители еще не видели: здесть он вовсе не ковбой, не джентльмен и не аристократ. Сидни Поллак как-то сказал, что есть в этом актере нечто королевское, в противоположность пролетарским типажам. Но здесь он – сама неотесанность. Но, кажется, он и в этом амплуа понравился зрителю. А дуэт с Фондой вновь оказался вполне удачным.
Третья встреча Редфорда и Фонды произошла, когда оба актера разменяли уже девятый десяток. В романтической мелодраме 2017 года “Наши души по ночам” (Our Souls At Nigts) режиссера Ритеша Батры «звездные старички» показали миру, как нужно бороться с одиночеством, достойно встретить старость, никому ничего не доказывая, и выкроить пусть даже самый последний отрезок жизни для счастья.
Удивительно тактично и нежно сыграли эти двое. Они абсолютно бесподобно понимают друг друга, в меру сдержаны и, как всегда, блещут остроумием. Есть ощущение, что они вообще ничего не играют – это будто бы они сами, настоящие и живые.
Критики и публика с восторгом приняли этот образец хорошего вкуса в современном кинематографе, обрушив на создателей фильма и актеров шквал комплиментов и обожания.
Более половины экранного времени в «Our Souls at Night» Джейн Фонда и Роберт Редфорд просто разговаривают друг с другом. Эти сцены – наиболее волнующее, опьяняющие и более запоминающиеся, чем большинство из последних фильмов-блокбастеров с гигантскими бюджетами. (Chicago-Sun Times)
Звездный статус: Барбра Стрейзанд
В самой известной романтической ленте Сидни Поллака “Какими мы были” Редфорд играет уже не просто стройного спортсмена-красавца, но достаточно сложный характер.
Поллак снял историю любви двух разных людей. Антивоенная активистка Кэтти (Стрейзанд) митингует и огранизует стачки, любые события мировой политической жизни касаются ее напрямую – она воспринимает все на свой счет и страшно переживает. Кэтти мечтает сделать мир лучше, изменить жизнь и идет по жизни, четко следуя своим идеалам и принципам. Она влюблена в Хаббла (Редфорд), первого героя колледжа, ветерана войны, и ловеласа. Хаббл – обычный человек, живущий в мире соблазнов и простых удовольствий, который смог разглядеть личность в Кетти. Но они предельно разные люди и их роман спотыкается об идейные разногласия.
Невероятное очарование своеобразной внешности юной Барбры Стрейзанд и ее игра сделали фильм особенным. Редфорд не только не потерялся на фоне гениальной комедийной актрисы, но и смог показать совершенно новый для себя уровень драматического дарования.
Дуэт Редфорд-Стрейзанд при кажущейся внешней несовместимости оказался блестящим: в их киноисторию поверили миллионы. Сидни Поллак сумел разглядеть в красавчике Роберте гениального актера.
В 1974 году фильм получил два Оскара от американских киноакадемиков за лучшую песню и музыку. Правда, игра Барбры Стрейзанд и Роберта Редфорда, исполнивших главные роли, осталась без наград. Но зрительская любовь навсегда внесла картину в списки лучших ста фильмов и лучших американских мелодрам (занимает в нем шестое место).
Здоровый, трезвый консерватизм Поллака и его героев почти всегда обеспечивает хороший приём картин широкой публикой, хотя порой кто-то из персонажей-бунтарей заходит слишком далеко, например, исповедуя коммунистические идеи, как журналистка из ленты «Какими мы были», или же подозревает в преступном сговоре непосредственно ЦРУ, подобно тайному агенту из фильма «Три дня Кондора». (3500 рецензий)
«Какими мы были» — любимый фильм, который пересматривают раз за разом, с годами он становится только лучше, как хороший конъяк. Но не только романтическая история любви делает эту картину вечной, актуальной оказалась и политическая составляющая. Один из монологов Хаббла о коррумпированной власти и мнимой свободе слова, к сожалению, не утратил своего значения и спустя 45 лет после выхода фильма.
Из-за Стрейзанд этот фильм можно простить. Она фантастическая. Она самая яркая актриса кино на сегодня, ее персонажи с сильной энергией способы быть трогательно уязвимыми. Персонаж Редфорда, возможно, реагирует на неизбежное исполнение Стрейзанд, пассивный и нечеткий. Но в целом Редфорд хорошо справился. (Chicago Sun Times)
Набравшись опыта вблизи своего летнего дома в штате Юта в 1980 году Редфорд основал свой собственный кинематографический институт «Санденс», который сегодня считается одним из наиболее авторитетных в своем роде.
Большой популярностью пользуется и ежегодный фестиваль независимого кино «Санденс».
Редфорд стал одним из крупнейших землевладельцев штата Юты, владея не менее 5,5 тысячи акров недвижимости, ныне известной как Sundance Resort.
Я скупил сотни акров земли вокруг своего дома, и теперь у меня достаточно пространства для того, чтобы почувствовать себя наедине с природой. Собственно, это и есть жизнь. То, что происходит в городе, — это, скорее, существование. Я вырос в Лос-Анджелесе среди низшей прослойки рабочего класса. В основном это были латиноамериканцы или японцы, но я со всеми ладил и всех знал. Здесь, в горах, мне больше всего нравится то, что я вообще никого не знаю вокруг.
В 1980 году состоялся режиссерский дебют Редфорда с картиной «Обыкновенные люди», и он сразу попал в десятку, с первой попытки, картина принесла ему Оскара за лучшую режиссуру.
Вторая режиссерская номинация Редфорда случилась за «Телевикторину» 1995 года, причем эта работа Редфорда заслужила Оскара и как лучший фильм года. Впрочем, несмотря на столь многообещающее начало, последующие работы Редфорда-режиссера не пользовались успехом.
Как режиссер я не ценю себя в качестве актера. Как актер я ни во что не ставлю себя в качестве режиссера.
Из Африки: Мерил Стрип
Еще одним прекрасным образцом актерского дуэта можно назвать дуэт уже возмужавшего Рэдфорда и прекрасной Мерил Стрип в драме Поллака “Из Африки”.
Фильм, вышедший на экраны в 1985 году, основан на автобиографической книге Карен Бликсен, писавшей под псевдонимом Исак Динесен, а также на книгах Джудит Турман, получил премию «Оскар».
В основе истории – автобиография датской баронессы Карен фон Бликсен-Финеке о жизни на ферме в Кении в первые десятилетия XX века.
Неторопливая история на фоне экзотического пейзажа покорила и зрителей, и критиков. Как и в других удачных фильмах Сидни Поллака, значительная доля успеха принадлежит блистательно подобранному актерскому ансамблю: роль Бликсен исполнила Мерил Стрип, ее мужа сыграл Клаус Мария Брандауэр, а мужчину ее жизни – Роберт Редфорд.
Юмор, мастерство, ум, сексуальность. Именно в таком порядке.
Редфорд и Стрип казались еще более странной парой, чем Редфорд и Стрейзанд. Мерил Стрип в этом фильме брюнетка, говорит с датским акцентом, максимально не похожа на свою привычную героиню. Редфорд играет Дэниса Финчем Хатона; он охотник, которого баронесса встречает в Африке, когда пытается основать там ферму вместе со своим мужем (Клаус-Мария Брандауэр).
Барон, испытывающий финансовые трудности, покупает в результате кофейную плантацию, и полностью устраняется от дел и от молодой супруги… между баронессой и Дэнисом случается роман.
Лучший фильм 1986 года по версии Американской киноакадемии был весьма удачлив в прокате: при бюджете в 31 млн “Из Африки” собрал кассу почти 129 млн долларов. Трогательная история любви, космические пейзажи Кении и колоритный быт масаи делают этот фильм потрясающим кинопереживанием.
Невозможно понять, почему Стрип и Редфорд остались без Оскаров, но это, как всегда, мало на что повлияло в долгосрочной перспективе – “Из Африки” занимает прочное место в топе лучших романтических историй.
В принципе, можно понять энтузиазм американцев, обожающих романтические любовные истории на фоне красивой дикой природы с непременным пикником у водопада и охотой на львов. Картина «Из Африки», которая сделана в излюбленном голливудском стиле, пользовалась большим успехом в прокате, получила 7 премий «Оскар», в том числе — в основной номинации. А вот творческий вклад актёров остался, к сожалению, неоценённым Киноакадемией. Однако без этих исполнителей данный фильм оказался бы обычной видовой зарисовкой об Африке. (3500 рецензий)
Легенда американского кино
После небольшого перерыва в карьере, Роберт Редфорд взялся за прежнее с утроенной силой. Он будто боится не успеть сделать все задуманное.
Голливуд всегда хотел от меня чего-то стереотипного, поэтому я на время завязал. Люди привыкают смотреть кино с косметической точки зрения, но от этого моя работа теряет значение. На протяжении всей своей карьеры я старался избежать гламура.
Я никогда не считал себя красивым! В детстве меня вообще обзывали «соломенная башка» из-за моей копны светлых волос. Не могу до сих пор понять, как меня записали в секс-символы! Сначала мне, конечно, это льстило, не буду лгать. Но со временем стало мешать. Даже раздражало все это восхищение моим внешним видом.
Несмотря на преклонный возраст, Редфорд полон сил; недавно он снялся в малобюджетной картине «Не угаснет надежда», где парусник его героя пробит дрейфующим грузовым контейнером и моряк остается один на один с Индийским океаном. Он абсолютно один в кадре, он и океан – ни партнеров, ни диалогов, и на съемках ему лили в лицо воду из брандспойтов по восемь часов в день! Не каждый молодой актер такое вынесет. Но он ни на секунду не пожалел, что согласился.
Я актер и всегда хотел прежде всего, чтобы ценили мою игру. Вот сейчас, в свои годы, могу уже расслабиться. Если кто-то похвалит, так уж точно не за красивые глаза. Хотя вот волосы мои, несмотря на возраст, седина почти не берет. Остаются такого русского блондинистого цвета. Все думают, я их крашу. Даже дети мои и то не верят!
Редфорд не собирается сбавлять обороты и выходить на пенсию, он уверен, что люди в скором времени после выхода на пенсию умирают. Он до сих пор катается на лошадях, играет в теннис, любит горные лыжи, обожает гонять на спортивных автомобилях на скорости 120 миль в час. Его слова: “Лучшее лекарство против артрита — это движение!”
Роберт Редфорд не очень любит, когда его называют легендой. Так называемый «почетный Оскар», который вручают за вклад в развитие мирового кинематографа, получен им в 2002 году.
Актером было сыграно немало блестящих ролей, в том числе в партнерстве с прекраснейшими актрисами современности. Однако он никогда не был замечен в романах с ними. После первого брака с мормонкой Лолой Ван Вагенен, который продлился 27 лет, Роберт женился на художнице по имени Сибилла и надеется провести с ней остаток жизни. А поклонники Роберта Редфорда верят в его бессмертие и ждут новых ролей.
Мне становится не по себе, когда я слышу глупейшее сочетание «Редфорд — легенда». Все легенды связаны с далеким прошлым, а я пока живу настоящим. Я нечасто смотрю в зеркало заднего вида. Не делаю запасов, не задумываюсь о том, чего я достиг. Если быть в душе немного ребенком, нет нужды представлять себя человеком с историей. Информационный век препятствует развитию актерского искусства. Начиная с 1980-х люди нашей профессии больше занимаются своим бизнесом, чем своим мастерством. У нынешних актеров есть бизнес-менеджер, пиар-менеджер, секретарь, и они хорошо представляют, что будет работать, а что нет. Потому что шоу-бизнес — это индустрия личности. Когда я начинал, это была индустрия таланта. А сейчас, чтобы сниматься в кино, не обязательно выступать на сцене. Нужно быть личностью, способной продаваться.