Джулианна Мур: Дикая грация

МурБудь прост в жизни, и тогда ты будешь неистов в творчестве. Вот то, во что я верю.

В начале 1990-х годов Голливуд переживал увлечение эротическими триллерами и психологическими драмами. Этот почти натуралистический интерес к человеческой личности сопровождался большим спросом на характерных исполнителей, необычных, красивых, но с изъяном, ярких, одержимых, как и их герои, сексуальных и склонных к самым смелым экспериментам. Вот так мир и узнал о Джулианне Мур.

Ночи в стиле буги

Актриса уже успешно снималась в кино, играла в театре, запомнилась зрителю ролью в картине Стивена Спилберга «Парк Юрского периода: Затерянный мир» (1997), когда никому не известный режиссер Пол Томас Андерсон предложил Джулианне Мур участвовать в провокационной картине «Ночи в стиле буги» (1997).

Сценарий, поначалу состоявший на 80% из порнографических сцен, шокировал Мур. Однако она согласилась на эксперимент. Принять участие Джулианну Мур убедило то, что Пол Андерсон видел в фильме «Ночи в стиле буги» не скандальную антологию американской порнографии 1970-х годов, но гимн целой эпохе. Мур в этом трагифарсе отводилась роль порнодивы Эмбер Уэйвс. Надо сказать, что при всей реалистичности фильма, трактующего девиз эпохи «секс, наркотики, буги-вуги» буквально, именно Эмбер Уэйвс в изображении Джулианны Мур выглядит невинно. Хотя это не совсем подходящее слово в отношении к порнозвезде уходящей эпохи.

boogie nights

Эксперимент Андерсона удался: в 1998 году Джулианна Мур за свою роль была впервые номинирована на премии Оскар и Золотой глобус. Эти номинации пришлись как нельзя кстати: и самым отъявленным экспериментаторам известна сила статуэток. Так, в следующем году Джулианна Мур уже участвовала в пяти довольно сложных даже для молодой и очень талантливой актрисы проектах.

Конец романа

Странно было бы ожидать от Джулианны Мур в силу ее природных данных и накопленного опыта, что после «Ночей в стиле буги» она выберет себе амплуа сексуальной и провоцирующей «дикой грации», которое ей стремились навязать режиссеры, приглашая для съемок в сценах откровенного содержания. Не отказываясь демонстрировать красоту тела, актриса искала проекты, где можно было бы раскрыть и широчайший диапазон драматического мастерства.

Конец романа

Шанс сыграть сложный образ представился сразу в двух проектах 1999 года.

В новой картине Пола Андерсона «Магнолия» Джулианна Мур исполнила роль красавицы Линды Партридж, жены умирающего от рака богача. Она смогла перенести на экран панику героини, от уверенности и циничной холодности которой не осталось и следа. Переживание неизбежной смерти близкого человека Мур показывает в развитии: от внезапного осознания потери до глубочайшего раскаяния в собственной вине и искреннего горя. Несколько монологов Мур можно назвать своего рода встроенным в канву фильма моноспектаклем. Она и трогательна, и убедительна одновременно.

Чем-то напоминающей работу над Линдой Партридж в «Магнолии» стало для Мур создание образа Сары Майлз в экранизации книги Грэма Грина — «Конец романа» (1999), в которой ее визави был Райф Файнс, один из самых одаренных трагедийных актеров-современников. У Файнса и Мур получился страстный кинематографический адюльтер: одержимый ревностью, пылкий и нетерпимый, эгоистичный герой Файнса и полная ему противоположность отвержено-женственная и сосредоточенно-нежная Мур. Картина проникнута безумной любовью героев, актеры сделали свои чувства осязаемыми и реальными:

Я ищу правду. Зритель не приходит смотреть на меня как на актрису. Люди приходят в кинотеатр смотреть на самих себя.

За «Конец романа» Джулианна Мур была снова номинирована на ряд престижных кинематографических премий. Интересно, что Мур впервые снялась не просто в экранизации «живой классики», а в стилизованном под 1940-50-е годы кино — и нашла «свое» время в истории. Это почувствовала не только актриса. В 2000-е годы она неоднократно получала приглашение сыграть в картинах, время действия которых также относится к 1950-м.

Часы вдали от рая

Самые страшные трагедии разворачиваются не на экране, а за закрытыми дверьми обычных домов и квартир, — такой вердикт вынесла Джулианна Мур, воплощая на экранах добродетельных леди, матерей семейства, послушных жен, верных спутниц жизни героев Америки 1950-х.

Получилось, что в 2002 году актриса сыграла одномоментно в двух фильмах — «Часы» и «Вдали от рая». Ее героинь, двух домохозяек Лору Браун («Часы») и Кэти Уитекер («Вдали от рая») объединяет не просто исторический контекст, с которым они вынуждены считаться каждый день. Не только рутинная жизнь в вечном ожидании супруга с работы. Не подспудное противостояние обществу, живущему по хорошо замаскированным законам джунглей. А мутное одиночество, перенесенное Джулианной Мур на экран с изумляющей дотошностью.

Вдали от рая

По сути, оба фильма исследуют природу любви и опустошения, раскрывают условности современного общества, а Мур — всего лишь медиум, способный в полном объеме передать бесконечность тоски и обреченность своих героинь.

Эту модель Джулианна Мур исчерпает, завершив определенный этап в своей карьере, в 2007 году, снявшись в фильме «Дикая грация» Тома Калина. Фильм получил неоднозначные отклики критиков, в первую очередь, снова из-за содержания сцен «для тех, кому больше 18». Участие Джулианны Мур в главной роли проекта для многих стало откровением: серьезная драматическая актриса с богатейшим даром перевоплощения могла выбрать совсем другое кино. Но почему-то остановилась на проекте Калина.

Джулианна Мур играет жизнь богатой, уставшей и не слишком умной Барбары Бейланд, которая немножко актриса, немножко художница — в зависимости от места, куда она прибывает с мужем. Она немножко светская львица, немножко гостеприимная хозяйка и немножко мать, но не настолько, чтобы всерьез задуматься об устройстве своего гнезда, научиться принимать гостей или подумать чуть больше секунды о будущем своего ребенка. Барбара Бейланд играет в свободную любовь, но именно что играет, потому что так делают все, а ей нельзя отставать от моды. Она немножко пьет, немножко кутит, и очень сильно запутывается в том, где же та грань, переступив через которую она уже не найдет пути назад.

Если оставить в стороне все «неудобное», что есть в «Дикой грации», все те сугубо кинематографические способы донести до нас ужас человеческих поступков и мотивов, то окажется, что кроме Мур главную героиню, Барбару Дэйли Бейланд так убедительно не сыграл бы никто из длинного списка актрис современности.

Одинокий мужчина

Одинокий мужчина

 

Сделав шаг в сторону от душераздирающих трагедий про одинокую и ранимую женственность к остросоциальным ироничным драмам и психологическим триллерам, актриса открыла перед собой новые возможности для эксперимента. Переосмыслив ставший привычным ретро-образ, создаваемый ей на протяжении почти 10 лет, Джулианна Мур перешла на совершенно новый уровень игры в последней на сегодня стилизации под 1950-е годы — драме «Одинокий мужчина» (2009) Тома Форда.

colin-firth-and-julianne-moore

Ее игра в паре с Колином Фертом в этой неожиданной, утонченной и изысканной постановке — гимн чистой изобразительности, которой пропитан фильм. Конечно, атмосферу неизбывной печали и одиночества, в которой «доживают себя» герои Ферта и Мур, дополняют сдержанность и неторопливая тщательность, с которыми режиссер обращается с исходным материалом, плавные и задумчивые движения камеры, словно остановившееся в прошлом время, игра света и цвета.

Отстраненно и страстно одновременно актриса изобразила 50-летнюю красавицу Чарли за гранью нервного срыва: ее одиночество не так элегантно и не так утонченно-выверено, как у Колина Ферта, но подано с невероятной безжалостностью и самоиронией.

Хлоя

Ненавижу, когда говорят: этот фильм напоминает мне тот. Сравнивая два фильма, ты унижаешь оба.

Эти слова актрисы относятся к эротическому триллеру «Хлоя» (2010) Атома Эгояна, ставшего одновременно и экранизацией романа Энн Фонтэн, и провокационным пересказом французской ленты «Натали» (2003), в которой любовный треугольник составили Фанни Ардан, Эммануэль Беар и Жерар Депардье. Ардан (вопреки воле самой Фонтэн) отказалась наотрез играть «любовные сцены» с Беар. В отличие, кстати, от Джулианны Мур, которая никогда и не скрывала свою страсть к эксперименту, а также к «правдивости интерпретации образа». Поэтому несмотря на некоторое смятение, Мур настояла на абсолютной близости в трактовке оригинала. И исполнила роль Кэтрин Стюарт эпатирующе откровенно:

Не так давно я сыграла в фильме «Хлоя». Тема секса в этом фильме была не на последнем месте, и я очень переживала из-за этого. Но потом, когда съемки уже начались, ко мне подошел Атом и сказал: «Знаешь, а ведь все люди делают это. А когда они делают это, они, как правило, голые».

Фильм о любви, страсти и ненависти благодаря Джулианне Мур превратился в фильм-откровение, а проникнутые эротизмом сцены Мур использовала скорее как способ подчеркнуть запутанность и безысходность ситуации, в которую себя загоняет главная героиня. Секс заменяет слова, движение и напряженное молчание передают куда больше информации о характере героини, о ее переживаниях. И Мур снова восхищает своей игрой.

Законы привлекательности

Комедия — это очень сложно. В драме ты можешь играть вразнобой, путать ноты — и все равно драма останется драмой, а может быть, станет даже более трагичной. Но если в комедии ты ошибешься хоть в одной ноте — все, это уже будет не смешно

Помимо драм и триллеров, в которых у Джулианны Мур недостатка не было, актриса участвовала в комедийных и мелодраматических картинах. И если ранние мелодрамы типа «Девять месяцев» (1995) были скорее разминкой перед большими ролями в драмах, то в зрелом возрасте актриса сыграла в высоко оцененных критиками и зрителями фильмах «Законы привлекательности» (2004), «Частная жизнь Пиппы Ли» (2009), «Детки в порядке» (2010).

В комедии Мур перенесла образы своих трагических героинь с характерной для нее самоиронией, слегка подсветила «невротическую» составляющую, иногда доводя игру до самопародии. Взять, к примеру, мелодраму «Частная жизнь Пиппы Ли»: в ней Джулианна Мур изображает фотографа-любителя, снимающего порнографию. Не будь в ее актерском арсенале «Ночей в стиле буги», Мур вряд ли бы смогла создать такой яркий образ в десятиминутном эпиходе. В «Законах привлекательности» (2004) она отчасти пародирует сыгранных ею сильных, умных, свободолюбивых женщин, как, скажем, Кларисса Старлинг в «Ганнибале» (2001, продолжение «Молчания ягнят»). Их творческий дует с Пирсом Броснаном (который, кстати, тоже пародирует самого себя в образе Дэниеля Рэфферти) сыгран на уровне лучших комедийных пар Голливуда.

Kids are all right

Мелодрама «Детки в порядке» (2010) была выдвинута на несколько престижных международных премий. Снятая Лизой Холоденко, картина привлекла внимание многих по ряду причин, не последняя из которых — актерский состав: Беннинг, Мур и Руффало.

Дамы играют женатую пару с двумя детьми. Это сценическая ситуация, комфортная для Мур: домохозяек разного рода за ее плечами немало, а в «Детках» Мур изображает тонко чувствующую, эмоциональную, трепетную и артистичную Джулс. Да и для Беннинг ситуация не в новинку: в фильме она играет самостоятельную, сильную, стремительную и волевую, рациональную Ник, чем-то похожую на Джулию Ламберт из оскароносного «Театра». Марку Руффало (партнер Мур по триллеру «Слепота» (2008)) досталось место биологического отца и нечаянного любовника героини Джулианны Мур.

Тема, которую поднимает картина, совершенно обычна для любой семьи, даже и самой идеальной (каковой считается союз Мур и Беннинг). Это кризис среднего возраста и подростковый бунт. Но если бунт в картине показан весьма слабо и в целом неубедительно, то кризис среднего возраста отыгран на высочайшем уровне: здесь и неуверенность героинь в себе, и страх потери, взаимные упреки и истерики по поводу отсутствия былого внимания, и понимание, что брак — тот еще «марафон на длинную дистанцию, в котором приходится продираться вместе через заросли бед и проблем».

Эта — дурацкая — любовь

В конце 2011 года состоялся релиз комедии Crazy, Stupid, Love, для которой на русском языке нашелся аналог «Эта — дурацкая — любовь». Партнерами Мур по фильму стали Стив Карелл и Райан Гослинг.

В каждом новом своем характере я ищу что-то, что я могу примерить на себя и понять. Что-то, что позволит мне связать себя с ролью.

Мур в очередной раз доказала невероятную актерскую гибкость, умение перевоплощаться и играть любые по сложности и глубине роли. С одной стороны, у нее уже имелся готовый материал — героиня Эмили Уивер разом похожа и на Одри Вудс («Законы привлекательности»), и на Кэти Уитекер («Вдали от рая»), и даже на Джулс («Детки в порядке»). Снова обыгрывается ситуация распада семьи из-за деталей, шероховатостей и упреков, накопленных супругами в течение долгих лет совместной жизни. Снова Мур изображает невротичную особу, которой все надоело и хочется все поменять.

Но с другой стороны, новый партнер требует нового прочтения даже отполированного до блеска образа. «Человек в футляре» Стив Карелл — выгодный фон для того, чтобы обворожительная Джулианна Мур смогла придать своему образу еще большую реальность, яркость, выпуклость, живость — столь редкие качества для дамы ее возраста.

Продолжение следует

Не так давно я заметила, что в свои тридцать или сорок женщины обожают говорить о том, что они еще не достигли среднего возраста. В такие моменты я всегда думаю: «Да сколько же вы себе отмерили прожить?»

Судя по ее собственным словам и действиям, Джулианна Мур отмерила себе долгие годы счастливой игры в самых разных проектах.

Julianne Moore

Уже сегодня Мур снимается в фильмах «Учитель английского», «Николас Норт», «Быть Флинном» и «Седьмой сын». Все картины представляют собой разные жанры — и снова у актрисы будет потрясающая возможность сыграть страстно, дерзко, смешно, неповторимо, тонко, иронично и всегда правдиво — в зависимости от того, что от нее потребуют ее героини.

FacebookTwitterGoogle+VKPinterestEvernoteBlogger PostОтправить