Леонардо Ди Каприо

Из молодого, но уже прочно закрепившегося в Голливуде поколения актеров вряд ли кто может приблизиться по степени мировой известности, числу уже сыгранных крутых ролей у крутых режиссеров и глубине проработки образов к этому человеку, в чьих жилах течет кровь четырех наций — русской, немецкой, итальянской и американской.

Да что уж там! Вряд ли кто из нынешних 20–30-летних может помыслить о его славе, ибо, если верить критикам, такое чудо случается раз в поколение. А значит, природа на ближайшие годы исчерпала свой ресурс гениальности, щедро одарив ею очередного Леонардо.

Магия имени

По слухам, Леонардо Ди Каприо был назван в честь Леонардо Да Винчи. В утробе матери он начал активно толкаться перед полотном своего тезки. В 10 лет маленькому Леонардо Вильгельму посоветовали сменить имя на американизированный вариант Ленни Уильямс. Под чутким руководством матери Леонардо отказался от этой возможности. А в 1999 году адвокаты Ди Каприо добились того, что его имя стало официально зарегистрированным брендом, который сейчас красуется на экологически чистых продуктах, сайтах защиты животных и некоммерческих организаций, созданных для охраны окружающей среды.

Фирменный стиль

Частью фирменного стиля актера, помимо его имени и гонорара минимум в 20 млн долларов за фильм, безусловно, являются его персонажи. Ди Каприо исполняет сложные роли в игровых фильмах. Его герои одержимы «демонами прошлого», все они нестабильные, страстные натуры, стремящиеся докопаться до самых глубин своего бытия.

Когда я читаю сценарии, которые мне присылают, я выбираю характеры, вызывающие во мне уважение и возвращающие меня к тем благоговейным ощущениям перед кино, которые я испытывал в раннем детстве. Так уж получается, что я интуитивно останавливаюсь на тех героях, к которым я привязываюсь эмоционально, связь с которыми я ощущаю. А в исполнении мною всегда движет желание приблизиться к великим актерам прошлого — актерам моего детства.

От Мэйсона до Ромео

Ди Каприо довольно рано стал появляться на сцене, в рекламе и телешоу. В 1991 за роль маленького Мейсона Кепвелла в «Санта Барбаре» ему чуть было не досталась награда «Лучший юный актер сериала». С этого момента за ним всегда пристально следила не одна пара опытных продюсерских глаз. Именно этим объясняется эпизодическое участие маленького Лео в ужастике «Зубастики-3», затем в телевизионной комедии «Болезненное взросление». И хотя работа там длилась всего год, Ди Каприо смог воспользоваться этим временем, чтобы привлечь к себе внимание критиков.

В 1993 году Джонни Депп лично выбрал 18-летнего Леонардо на роль своего брата – дауна в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа». Еще один вариант на тему «Человека дождя» с талантливым актерским составом не оставил равнодушными ни зрителей, ни членов жюри «Золотого глобуса» и «Оскара» — Ди Каприо был номинирован как лучший исполнитель роли второго плана.

За этим последовали декадентское «Полное затмение», очень ковбойский «Быстрый и мертвый», спортивный «Дневник баскетболиста». Леонардо Ди Каприо набирал сил и роста, чтобы в 1996 сыграть со своей любимой актрисой, Мерил Стрип, в непростой социальной драме «Комната Марвина».

У Стрип Лео учился основам драматического искусства, что в итоге принесло свои дивиденды: приглашение База Лурмана на роль Ромео в проекте «Ромео+Джульетта». Капризный, избалованный, но невинный и лучезарный, легкий и открытый чувствам, — таким создает своего Ромео Ди Каприо. В такого Ромео влюбляются миллионы девушек по всему свету.

Добро пожаловать на Титаник!

Собственно, Джеймсу Кэмерону не пришлось долго думать, чтобы пригласить новоявленную любовь тинэйджеров и домохозяек на главную роль в фильме всех времен и народов, «Титаник» (1997). И хотя первые сцены с участием актера заставили Джеймса Кэмерона немного понервничать, Джек Доусон в исполнении Ди Каприо получился на редкость органичным персонажем. Бесшабашный, хитрый, гибкий, юный, всем своим существом излучающий абсолютно невоспитанную самоуверенность и по-мальчишески завораживающую самовлюбленность, Джек — изобретение в равной степени и сценаристов, и самого Ди Каприо.

Фильм уже вписал себя в историю мирового кинематографа как один из самых кассовых, самых именитых, самых длинных и самых дорогих. Однако упущением было бы не сказать, что «Титаник» стал той ракетой, на которой Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет взлетели на Олимп славы. А их природное мастерство и дар убедительного перевоплощения позволил им навсегда закрепиться на горной вершине.

Почивать на лаврах

После «Титаника» почестей и славы Ди Каприо хватило бы до конца дней своих. Рассуждая таким образом, он снялся в ряде низкобюджетных (иногда откровенно провальных) проектов, использовавших его красоту и обаяние, а также имидж Джека-Ромео и влияние на массы. «Человек в железной маске», «Пляж», «Кафе «Донс Плам» — все они в равной степени паразитировали на образе белокурого юноши с голубыми глазами.

К началу 2000-х имидж брал верх над природным актерским даром, и Ди Каприо вынужден был в срочном порядке вспомнить о том, что он — пока еще молодое амбициозное дарование. Спасение нашлось в интересном дуэте Леонардо с Томом Хэнксом в детективной истории «Поймай меня, если сможешь» (2002). Фрэнк Уильям Абигнэйл, гениальный воришка, имитатор и проказник, стал своего рода прощанием Ди Каприо с имиджем «Лео» и обретением статуса «Леонардо».

Эпоха Скорсезе

Мастерство не пропьешь, а талант играть героев сложных и многоплановых — не скроешь. Особенно если поисками занимается один из самых неоднозначных и эксцентричных режиссеров столетия, Мартин Скорсезе. Марти, завершивший сотрудничество с Де Ниро, страсть как нуждался в актере с такими же или хотя бы похожими чертами, и нашел их в Леонардо.

Так началось долгое и плодотворное сотрудничество Ди Каприо и Скорсезе. В 2002 году вышел в прокат фильм «Банды Нью-Йорка», первый результат совместного труда актера и режиссера. Скорсезе замахнулся на эпическое повествование, которое замышлялось как «предтеча» трехчастной трилогии Фрэнсиса Копполы «Крестный отец». Эпичность молодому Леонардо была явно несвойственна, потому стержневым актером в фильме был не Ди Каприо, сыгравший молодого эмигранта, мстящего за убийство отца, а Дэниэл Дэй-Льюис.

Впрочем, это досадное недоразумение было исправлено в следующей совместной картине — «Авиатор» (2004). Заметно повзрослевший и возмужавший, Леонардо сыграл в фильме Говарда Хьюза, миллионера, летчика-испытателя, обладателя множества заводов и производств в Америке 1920-40-х гг. Критики даже шепотом не произносили более имени Джека Доусона или Ромео в отношении Ди Каприо — настолько неповторимым, убедительным, сильным был Леонардо в новой роли. Чтобы перевоплотиться в страдающего обсессивно-компульсивным расстройством Хьюза Леонардо прорабатывал своего персонажа вместе с Мартином Скорсезе и профессиональными психологами. Полтора года Ди Каприо выстраивал связь между своими детскими страхами (по заверениям актера, он в детстве тоже страдал боязнью грязи и инфекции) и своей взрослой личностью, он примерял на себя жизнь Хьюза, просматривал огромное количество лент того времени, чтобы полностью соответствовать образу человека, жившего в другую эпоху.

Его старания не прошли даром: за исполнение роли человека, одержимого психическим недугом, Ди Каприо был снова (спустя 10 лет) номинирован на «Оскара» и получил «Золотой глобус».

От биопика к триллеру

Двигаясь вперед, Ди Каприо, наконец, дорос до триллера, любимого жанра Скорсезе. Ничто не дает такую волю актерской фантазии и актерскому мастерству, как психологический триллер, ничто не может быть таким глубоким и, по сути, неисчерпаемым источником вдохновения.

Звездный состав «Отступников» (2006) лишь подтверждает давнюю любовь актерской братии к триллерам. Ди Каприо отказался от «Ложного искушения», чтобы сыграть с Джеком Николсоном и Мэттом Дэймоном. На сей раз он воплощает амбициозного и целеустремленного агента ФБР, противостоящего мафиозной группировке и коррупции в системе. В результате хитрых игр и интриг его герой погибает, а Ди Каприо срывает огромный куш в очередную номинацию на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.

Вторым триллером 2006 года для Ди Каприо стал «Кровавый алмаз»: здесь снова его герой решает для себя глобальные вопросы: «Что есть человек? Какова цена человеческой жизни? Что делать, если некому верить и некуда идти?»… Экранные мучения приносят Леонардо номинацию на «Оскара». И приглашение от старого друга сыграть в интересном проекте.

Дорога перемен

Представьте, что «Титаник» имеет продолжение: Джек не умирает, живет с Роуз, у них куча детей, большой дом, машины, все отлично. Спустя 10 лет Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет вновь оказались на съемочной площадке лицом к лицу, чтобы сыграть мужа и жену, пребывающих в чудесном возрасте — возрасте возможностей и свершений, в самом начале дороги перемен. Однако, продолжая красивую историю двух сильных и бесстрашных людей, которую рассказал Джеймс Кэмерон, создатели «Дороги перемен» (Сэм Мендес, Ди Каприо и Уинслет) лишили ее романтики и добавили реальности в поступки и характеры своих героев.

Фрэнк Уиллер (Ди Каприо) здесь вроде бы все тот же Джек на 10 лет постарше, который быстро и легко преодолевает препятствия, любит на свой манер неистово и преданно, но амбиции и мечты сталкиваются с бытом, человеческой трусостью и слабостью, с правилами общежития. И теперь уже не гибель корабля становится причиной конца всего, а страх не соответствовать общепринятым нормам, боязнь перемен и откуда-то взявшаяся мелочность и расчетливость. Леонардо сыграл здесь обычного повзрослевшего мужчину с его обычным одиночеством и обычными привычками — врать, изменять, защищать свое и отбирать чужое.

Совокупность лжи

Тему вранья и измены, только теперь в государственных масштабах, Ди Каприо исследовал в образе своего героя в фильме Ридли Скотта «Совокупность лжи» (2008). Он в третий раз сыграл человека, работающего на систему, Роджера Ферриса. Одной из причин своей заинтересованности в драме Леонардо назвал «постоянное желание сыграть в политически остросюжетной драме», коей «Совокупность лжи» и является.

Стандартная для сюжета двойная рокировка, прикрытие и его отсутствие, утечка информации, политические игры, не ставящие ни во что человека и его жизнь — все, что свойственно современному шпионскому триллеру, есть и здесь.

Хотя образ шпиона Ферриса не требовал детальной проработки (в отличие от Говарда Хьюза или Фрэнка Уиллера) и совсем не соответствует тем героям, которых в последнее время изрядно повзрослевший Леонардо воплощает на экране, картина получилась любопытная и не отягощенная психологизмом.

«Остров невезения в океане есть…»

После картины Ридли Скотта Ди Каприо заявил о своем участии в новом проекте Скорсезе «Остров проклятых» (2010). Действие этой картины происходит в 1950-е, а Леонардо изображает Тэдди Дэниелса, маршала США (агента ФБР), исследующего загадочное исчезновение одной из пациенток острова, на котором располагается психбольница.

Можно сказать, что сегодня «Остров проклятых» — итоговая работа Ди Каприо, несмотря на то, что после него были еще картины. Новая роль потребовала от него предельной работы, наивысшего сочетания актерского мастерства, техники с полным внутренним «переустройством» собственной психики. В этом ему, по словам самого Леонардо, помог Скорсезе: только в атмосфере абсолютного доверия актер смог потерять себя, чтобы затем обрести заново.

Критики в один голос провозгласили фильм прекрасным образцом нуара, чудесной стилизацией под психологические саспенсы 1960-х годов:

Что реально? Что придумано? Что ужасно? Что пристойно? «Остров проклятых» может и не разбить вдребезги ваше сердце, но ему, тем не менее, удастся подточить ваш разум паранойей и сумасшествием… (Denver Post).

А сам Ди Каприо признался, что по мере развития сюжета все ближе к концу фильма он как и его герой, Тэдди Дэниелс, терял связь с реальностью:

Были моменты, когда погружение в прошлое было настолько глубоким, что я уже не понимал, где я нахожусь. Кто я? В какой реальности все происходит? Я помню, как сказал Марти: «Где я? Что происходит?». Он просто ответил мне: «Все в порядке. Мы просто еще раз снимем эту сцену. И забудем о ней»…

…и начнем с «Начала»

Последний реализованный проект Леонардо Ди Каприо — роль в картине «Начало» Кристофера Нолана — как бы продолжает линию Тэдди Дэниелса. И если «Дорога перемен» стала возможным видением жизни героев «Титаника», то «Начало» — это размышление о феномене времени и памяти, о психике человека, границах реального и нереального, основного мотива «Острова проклятых».

В «Начале» Леонардо Ди Каприо препарирует память, совершая путешествие в прошлое, параллельные миры снов, в которых существует его герой, Дом Кобб. В движении от одного уровня к другому, он сна ко сну Ди Каприо достигает небывалого спектра изображения эмоций: от одиночества, отчаянья, надежды, любви, страха, ненависти, голода, тоски до отреченности, обреченности, отчужденности, равнодушия… На экране чувства сменяют одно другое в течение мгновения — и лишь серьезному актеру под силу найти точное выражение каждому из них.

Ди Каприо сегодня — совсем не тот блондин-милашка с косой челкой, что смотрел на нас с экранов 1990-х. Доказывая самому себе и своим преданным зрителям свою уникальность, Леонардо заслуженно попал в десятку самых уважаемых и самых сильных актеров современности. Понимая, что любой проект с его участием принесет немалую прибыль, студии и режиссеры обеспечили актера работой на ближайшие несколько лет. И можно не волноваться, эти проекты достойны нашего внимания — будь то биопик Клинта Иствуда «Гувер» (2012), фильм Мартина Скорсезе «Синатра» (2011) или очередной остросюжетный боевик от Ридли Скотта.

FacebookTwitterGoogle+VKPinterestEvernoteBlogger PostОтправить