«Новый Скорсезе американского кинематографа», как его называют критики, Дэвид Оуэн Расселл — единственный режиссер в истории Голливуда, чьи фильмы, снятые подряд, получили номинации Американской киноакадемии во всех актерских категориях. Социальная острота, внимание к простым людям и их проблемам, реалистичность изображаемого, детальная прорисовка главных и второстепенных персонажей, понимание сути «американской мечты”, — все это на фоне схематичных комиксов, сделанных под копирку боевиков, заумной и лишенной эмоций научной фантастики делает фильмы Дэвида Расселла необычными и яркими.
Люди ходят в кино, потому что они хотят ощущений. Если вы не собираетесь удивлять их перестрелкой и взрывами, вам придется радовать их человеческой комедией…
Раскрепощение
По современным меркам профессионального сообщества Дэвид Расселл стал снимать художественные фильмы довольно поздно: его первая полнометражная игровая картина «Раскрепощение» вышла в 1994 году, когда режиссеру и сценаристу уже исполнилось 34 года. И сразу же лента снискала успех на фестивале в Сандансе: как фильм жесткий, реалистичный, отличающийся черным юмором, в некотором роде даже скандальный.
Это опасный, разнородный материал, но режиссер и сценарист Дэвид О. Расселл в своем художественном кинодебюте смог справиться с ним (Washington Post)
Дэвид Расселл для дебюта выбрал самую что ни на есть рискованную тему — “историю взросления” на фоне весьма условного сексуального раскрепощения (вынесенного в название фильма). В центре картины — Рей, многообещающий студент-интерн, чьи планы на лето в частности и жизнь в целом внезапно рушатся из-за необходимости ухаживать за внезапно заболевшей, очень красивой и крайне эгоистичной матерью в отсутствие крайне же деспотичного отца.
Болезнь матери и вынужденная близость между ней и сыном неожиданно вскрывает потаенные пласты ревности и суперконтроля, заканчиваясь инцестом и последующей сексуальной дисфункцией Рея, которые существенно самочувствие героя не улучшают….
Реалистичность, ирония и жесткость, с которыми Расселл расправляется с материалом, заслуживают восхищения. Здесь зритель впервые знакомится с главным приемом режиссера (неплохого документалиста, кстати) — правдивой простотой, которая временами настолько проста и настолько безыскусна, что воспринимается как абсолютная сюрреалистичность и фантасмагория.
Со своим остроумным, нетривиальным подходом к скользкой теме «Раскрепощение» — неожиданное удовольствие для многих. Помимо прочего, это еще и восхитительно свежая и убедительная работа режиссера, которая может сделать репутацию любому! (New York Times)
«Раскрепощение» действительно «сделало репутацию» Дэвиду Расселлу — настолько хорошую, что в следующую картину он позвал самого злого комика американской эстрады, но пока еще не самого востребованного и дорогого комедийного киноактера Бена Стиллера.
Не будите спящую собаку
Я не уверен в том, что следует «оставлять послание» человечеству — мне больше интересны люди как таковые
Второй по счету художественный фильм Расселла «Не будите спящую собаку» тоже своего рода комедия. И тоже в качестве комедийного начала режиссер берет за основу материал совсем не смешной — поиски взрослым мужчиной своих биологических родителей поле рождения собственного ребенка.
Персонаж Бена Стиллера сквозь «бури и вьюги» отправляется на поиски матери и отца, иначе он не может дать имя только появившемуся сыну. Как в любом произведении с подобным сюжетом, на каждом углу героя поджидают всевозможные испытания и неприятности — от распущенно-властной красотки, работающей в агентстве по усыновлению (Теа Леоне), до путешествия за тридевять земель на перекладных ради знакомства с бывшими торговцами LSD (родителями) и их отпрыском (своим братом)… Однако же это единственное, что в фильме происходит по законам: вопреки жанровым канонам здесь нет и не будет сладко-горькой радости обретения новой “старой семьи”. Чем дальше забирается герой Стиллера — тем эксцентричнее, страннее и нелепее становятся его знакомые, глупее выглядит главный герой, тем больше проблем вскрывается в его собственной семье…
Среди прочих радостей фильма «Не будите спящую собаку» есть и то, что мы не можем предугадать, каким окажется следующий поворот сюжета. Как правило, у такого рода историй есть свои законы — и Расселл пренебрегает каждым из них. Он позволяет характерам своих героев уводить нас от главной сюжетной линии в рассказы об их жизни… И потому смотреть, что же будет дальше — сплошное удовольствие… (Chicago Sun-Times)
Дэвид Расселл получил хорошее финансирование после первого успеха, что позволило ему даже (и особенно) на второстепенные роли набрать сильный актерский состав. Итог был убедительным и сборы немалыми. Фильм был показан в программе Каннского кинофестиваля 1996 года. Дэвид Расселл снова получил похвальные рецензии от самых придирчивых критиков Голливуда.
Самая смешная комедия, которую вы сможете посмотреть в этом году в любом кинотеатре поблизости (Entertainment Weekly)
Три короля
Почти сразу же после выхода “Не будите спящую собаку” Расселл приступил к работе над проектом, посвященным войне в Ираке. Как и следовало ожидать, в фильме военные действия вынесены на второй план — главное и самое важное, что здесь есть, это человеческие отношения и та самая “человеческая” комедия, которая разыгрывается на глазах у изумленной публики.
Необычный опыт — оригинальная и блестящая комбинация комедии, боевика и серьезного политического триллера — лучший американский фильм года (New York Post)
Картина получила название по числу главных героев. «Три короля» (1999) — это трое американских военных, которые нечаянно узнают во время военной операции в Персидском заливе о сокровищах Саддама и решают этими драгоценностями овладеть. Овладение происходит довольно быстро, буквально в начале фильма, однако же самые большие неприятности ожидают “королей” при попытке перевезти сокровища с места на базу: они сталкиваются с повстанцами и беженцами, солдатами поверженного Саддама и даже попадают в плен, устроив небольшой военный конфликт международного масштаба…
Между тем, несмотря на явно авантюрный характер действия, “Три короля” можно назвать одним из самых острых антивоенных высказываний последнего времени: его персонажи постоянно размышляют о том, зачем же Америке нужна война в Ираке, кто за чем стоит и как из этого выпутаться. Так что комедийная оболочка не должна отвлекать от иронии и явного сарказма в адрес политической элиты США.
Главные роли в этой авантюрной комедии сыграли Клуни, Уолберг, Айс Кьюб и Спайк Джонс. Персонажа последнего, правда, довольно быстро убивают во имя развития сюжета. Актерский состав подбирался долго — Дэвид Расселл рассматривал на главные роли культовых Клинта Иствуда, Мэла Гиббсона, Дастина Хоффмана и даже Николаса Кейджа вместо Клуни, а также молодых звезд МакКонахи и Дэймона вместо попавшего неожиданно на площадку Марка Уолберга.
Следствием такого длительного кастинга стали обостренные отношения с Клуни, которые дошли даже до драки на съемочной площадке. По воспоминаниям очевидцев, Джордж Клуни набросился с кулаками на Расселла, известного своей нетерпимостью и взрывным холеричным характером, из-за того, что режиссер, по мнению актера, по-хамски вел себя с людьми из массовки. И хотя во время премьеры Клуни всячески подчеркивал выдающийся талант режиссера, он отметил, что никогда более не будет работать с Расселлом.
В отличие, кстати, от Марка Уолберга: попавший случайно в фильм, Уолберг продемонстрировал широкий диапазон актерской игры. Что стало поводом пригласить его в следующий фильм Расселла “Взломщики сердец”.
“Человеческая” трилогия
Мне нравятся реальные характеры: они ни на что не претендуют, каждая эмоция — как на поверхности, это обычные работяги… Их привычки, их пристрастия, их страсти и их любови с ненавистями… все это — как на ладони…
После выхода в свет не самого удачного с точки зрения коммерческого проката “Взломщиков сердец” (экзистенциальной комедии, которая оказалась слишком мудреной для обывателей), Расселл надолго пропал из поля зрения. Так началась его работа над первым фильмом так называемой трилогии “обновления” — в центре которой персонажи, пережившие серьезные проблемы и нашедшие в себе силы воспрянуть духом, вернуться в строй и стать еще лучше, выше, светлее…
Это фильмы о людях, чья жизнь пошла не так, как им бы хотелось. Есть что-то трогательное и милое в этих персонажах. Они проводят почти весь фильм, исключая развязку, пытаясь понять — кто они, что им делать, чтобы заново вернуть вкус к жизни, заново полюбить. И мне важно, что все они — очень страстные натуры, которые по-настоящему любили, в своей собственной манере, правда… В них совсем нет ничего избитого, нет клише
Боец (2010)
Яркость, простота, глубина и оригинальность характеров обеспечила человеческой трилогии Расселла невероятный успех у публики и критиков.
Первый фильм — “Боец” с участием Кристиана Бейла и Марка Уолберга — вышел в 2010 году. Биографическая спортивная драма о двух братьях-боксерах – Дики Эклунде и Микки Уорде — в руках Дэвида О. Расселла приобрела остросоциальный характер, сохранив необходимую наивность повествования, четкость и цельность.
В ней нет сентиментальности, которая бы превратила фильм в еще одну историю о Золушке в спортивных шортах; нет и неоправданной жестокости и насилия, которые бы свела рассказ к криминальной составляющей и породила бы на свет еще одного “Рокки” или “Кровавый спорт”. Расселл рассказывает историю обычной американской семьи — за что, впрочем, семья сильно невзлюбила режиссера и высказалась однозначно по части экранизации — мол, поклеп и провокация.
При этом, надо сказать, что фильм стал триумфом режиссера и его актеров: Кристиан Бейл, наконец оказался не просто в числе номинантов на “Оскар”, но взял премию за лучшую роль второго плана. И более чем заслуженно: фильм не состоялся бы без Бейла. Именно он стал инициатором приглашения в проект Дэвида Расселла — интересного, на его взгляд, сценариста и режиссера. Против этого приглашения выступал Марк Уолберг: после работы в «Трех королях» Уолберг был совершенно не в восторге от Расселла и его манеры общаться на площадке с актерами и съемочной группой, однако поменял свое мнение, когда услышал, что Кристиан Бейл хочет рискнуть.
Риск оправдался. Критики, выдвинувшие «Бойца» как лучшую картину года на Оскара, были в восторге:
Режиссер-фокусник Дэвид О. Расселл так убедительно рассказывает нам историю одной семьи, что мы вдруг оказываемся соблазненными Дики! (USA Today).
Однако не только Расселл и Уолберг (который готовился к роли с 2006 года) сделали эту картину. Кристиан Бейл, изменивший свою внешность до неузнаваемости, стал душой этой истории, ее сердцем. Бейл провел множество часов с настоящим Дики Эклундом, чтобы научиться копировать его манеру держаться. Он похудел на 30 фунтов — Эклунд из-за того, что сидел на крэке, был очень худым.
Расселл говорил о Бейле, что это больше, чем мимикрия: “Кристиану пришлось понять, как работает мозг Дики”. И в итоге на экране мы видим не Бейла, играющего роль, а самого настоящего Дики Эклунда во всех своих множественных ипостасях — заботливый старший брат, нервный Дики-наркоман, не знающий покоя Дики-мечтатель, дикий Дики-боксер, отчаянный Дики-боец и, наконец, Дики- американский герой.
Мой парень — псих (Сборник лучиков надежды)
Как и “Боец”, номинированный на Оскара в категории “лучший фильм” 2011 года, «Мой парень — псих» снят подчеркнуто реалистично или даже натуралистично — так снимают на домашнюю камеру семейные праздники и торжества.
А поскольку вся история крутится вокруг одного Пэта, его семьи и его проблем, именно так Дэвид О. Расселл создает нетрагедийную атмосферу обыденности, жизни средних американцев, какая она есть.
При этом режиссер умело расставляет акценты и добивается пристального внимания зрителей к происходящему на экране, вызывая живейший интерес по нескольким причинам.
Первая из них — актерский состав. Конечно, это не заоблачный продукт Dreamworks или Paramount с Хэнксом, Берри, Уишоу и Сарандон на три с лишним часа эфирного времени, но Дженнифер Лоуренс, а также Роберт Де Ниро и Брэдли Купер (которые, кстати, сыграли уже свой второй совместный фильм) чудо как искренни, правдивы и хороши.
На месте Брэдли Купера должен был оказаться любимый Расселлом Марк Уолберг. Однако из-за конфликта в расписании — Уолберг работал над комедией «Третий лишний» — актер не смог присоединиться к картине. Впрочем, это и к лучшему: после “Третьего лишнего” Уолберг смотрелся в очередной истории про обычных американских трудяг немного неправдоподобно.
А вот Брэдли Купер абсолютно на месте: он играет 30-летнего вышедшего из психушки парня, который пытается «найти свой лучик надежды» и жить как нормальный. Купер напоминает здесь молодого Райфа Файнса, известного своими драматическими талантами актера, способного кого хочешь убедить в неуравновешенности и шизанутости.
Пару Куперу составляет молодая звезда Дженнифер Лоуренс. Созданная ею героиня отлично вписывается в галерею образов от Минелли в «Кабаре» до Джоли в «Джиа», и прекрасно смотрится в окружении Купера и Де Ниро. Про последнего можно сказать, что он добавляет фильму душевности и пронзительности. Видимо, это свойство Де Ниро «на века»: плох тот режиссер, который не может воспользоваться этим сокровищем. Расселл сокровищем воспользовался — недаром в нем увидели “нового Скорсезе”, того самого, с которым Де Ниро начинал и в фильмах которого оттачивал свой пронзительный талант имитатора.
Второе — сюжет. Дэвид О. Расселл словно иронизирует над сценариями большинства голливудских романтических комедий: зачем выдумывать нелепые ситуации, если материал буквально окружает нас?
В центре незамысловатой истории «Сборника лучиков надежды» — намерение не вполне пришедшего в себя молодого человека с психическими расстройствами вернуть своей жизни смысл. Когда-то он был любимым мужем, однако случайно открытая измена полностью перевернула его мир. Съехав с катушек, вместо срока в тюрьме он отбывает срок в психиатрической лечебнице. В качестве терапии он окружает себя «позитивом» и «лучиками надежды»: ведь именно такая стратегия, по мысли его психотерапевтов, поможет ему обрести необходимую почву под ногами. Сам же Пэт искренне надеется на то, что с почвой под ногами к нему придет и временно потерянная супруга, а также работа и друзья. Освобождение на поруки матери с отцом — первый шаг к осуществлению мечты.
То, как у Расселла развиваются события, и делает фильм достойным просмотра: диалоги персонажей, тщательность в прорисовке образов, даже второстепенных, строгая и очень продуманная режиссура в духе «бытописателей» 1980-х — все это приковывает к себе и держит в напряжении, которому могли бы позавидовать даже самые остросюжетные детективы.
Афера по-американски
В декабре 2013 года состоялась премьера последнего на сегодня завершенного фильма Дэвида Расселла «Афера по-американски», в которой он собрал ставший любимым актерский состав: Кристиана Бейла, Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купера и Эми Адамс.
Ставка на звездную команду и сюжет плутовской комедии оправдала все ожидания: картина получила 3 премии «Золотой глобус» (7 номинаций) и вошла в число номинантов на «Оскара» (9 номинаций).
Фильм с одним из лучших актёрских составов в этом году. Дерзкое, захватывающее и смешное кино (USA Today)
«Афера по-американски» рассказывает об одной операции ФБР, которую бюро расследований провернуло в конце 1970 – начале 1980-х годов. Сначала операция была направлена на раскрытие коррупции в рамках одного города, а после приняла огромные масштабы. В результате были наказаны сенаторы, мэры крупных городов, судьи и ведущие политики США того времени.
В этой криминальной трагикомедии Кристиан Бейл сыграл ловкого воришку Ирвинга Розенфельда, который начинает с того, что торгует поддельными предметами искусства, а заканчивает тем, что представляется влиятельным банкиром, выдающим страждущим средства под огромные проценты. В этом ему помогает Эми Адамс, зазноба и муза героя Бейла.
Розенфельда ловят на очередной сделке и внедряют в мир мафии и чиновничьей коррупции, где он должен поймать «крупную» рыбу. В этом ему помогает Брэдли Купер (пройдоха-полисмен).
Для того чтобы как можно полнее походить на Ирвинга Розенфельда, Бейл снова применил свой прием – изменил внешность до неузнаваемости. Набрал 50 фунтов, сменил прическу. При разработке роли встречался с Мелом Вейнбергом (чей опыт лег в основу образа Розенфельда) и скопировал его речь, жесты, слова.
На свете нет ничего лучше актера, который по-настоящему жаждет показать все, на что он способен
Бейл не просто имитировал мимику и акценты. На глазах у миллионов красавец Бейл превратился в пройдоху с лысиной на голове. Однако внешность – не его козырь. Розенфельд-Бейл утонченный и искушенный игрок: его стихия – интриги. В которые Бейл погружается с удивительным комедийным задором и радостью, что делает фильм искрометным пересказом истории «одного скандала» и историей одной любви.
Я страстно хотел создать для Адамс роль такой же глубины и силы, как у парней, и может быть даже более сложную в некоторых аспектах. Аппетит приходит во время еды. А у Адамс аппетит неуемный…
Расселлу удалось сделать романтическую линию Адамс — Бейл фактически центром картины, несмотря на то, что основной темой является все-таки мошенничество в особо крупных размерах.
Не менее интересны и второстепенные персонажи: в частности, Дженнифер Лоуренс за исполнение роли жены Розенфельда получила свою номинацию на Оскара. В “Афере” Дженнифер Лоуренс, пожалуй, впервые довелось играть не волевую и ответственную личность, становление которой является основой сюжетной линии повествования, но второстепенную роль истеричной и крайне недалекой жены плута и пройдохи.
Розалин в ее исполнении получилась “славной дурочкой”, обворожительной и слабой, лишенной каких бы там ни было духовных устремлений или интеллектуальных амбиций. Ее стеклянная тупость и уверенность в собственной правоте — правоте манипулирующей людьми жертве — притягивают и отталкивают одновременно.
Джой (2015)
Потрясающий трагикомический талант актрисы заворожил Расселла — и вот уже в 2015 году он планирует выпустить третий совместный с Лоуренс фильм про обычную необычную женщину.
Расселл написал мне около 4 утра: «Я хочу сделать фильм о женщине, которая изобрела волшебную швабру. Ты со мной?».
Дженнифер Лоуренс согласилась и получила главную роль в новой ленте, посвященной одной обычной американке, которая вместо того, чтобы кинуться в пучину отчаянья от безденежья и беспросветности, придумывает одно из самых популярных средств во всех хозяйствах мира.
Пару ей составит Брэдли Купер, и это будет уже четвертый совместный фильм актеров и третий — у Дэвида Расселла, который, вопреки обыкновению, уже объявил дату премьеры — Рождество 2015 года. А когда же еще смотреть его новые фильмы, полные задора, иронии и неизменного уважения к самым обычным людям, коими и являются его преданные зрители…