Мадс Миккельсен

…лицо возрождающегося датского кинематографа… (New York Times)

Мадс (или Мас, если быть точным и воспроизводить датское произношение имени) Миккельсен — один из редких представителей актерской элиты Дании, который снимается в Голливуде так же часто, как у себя на родине. Вместе с Томасом Винтербергом, Николасом Виндингом Рефном и Ларсом Фон Триером он входит в число самых известных сегодня датчан в кинематографе, чье творчество оказало сильнейшее влияние на мировое авторское и массовое кино. И хотя влияние актеров куда менее заметно, чем режиссеров, достаточно сказать, что во всех фильмах последнего времени, которые Дания официально представляла на Оскар, сыграл Мадс Миккельсен — “После свадьбы”, “Королевский роман” и “Охота”…

Дилер

До того, как стать актером, Мадс Миккельсен более десяти лет был профессиональным танцором — и только в 1996 году, в возрасте 30 лет, он оставил танец и поступил в театральную школу Архус, чтобы изучать драматическое искусство.

Я воспринимаю свою работу невероятно серьезно. Когда я что-то делаю, я должен чувствовать, что делаю это правильно. Все должно быть правильно. Мне все равно, что там с моей карьерой — но мне не все равно, что с работой. Я могу сходить с ума из-за работы. Без компромиссов. Скажем так: компромиссы — это от лукавого

Ровно так, бескомпромиссно и одномоментно, Мадс Миккельсен из танцора превратился в бритоголового бандита Тонни в первом фильме Николаса Виндинга Рефна “Дилер”, который снимался в 1996 году. И с которого, собственно, началась карьера Миккельсена — актера.

«Дилер» (второе название картины «Пушер») задумывался 25-летним режиссером и сценаристом Николасом Виндингом Рефном как 10-минутное псевдодокументальное кино, где главную роль должен был сыграть сам Рефн. Однако проект разросся, Рефн пригласил участвовать в фильме своих однокашников и друзей, часть из которых вообще никогда не играла в кино.

«Дилер» рассказывает об одной неделе из жизни мелкого бандита и наркоторговца Франка (Ким Бодня) и его друга Тонни (Мадс Миккельсен): как «настоящий пацан», Франк любит свою работу, женщин и крутые тачки. Он попадается полиции с сумкой героина. И хотя Франку удается освободиться, его босс хочет получить деньги за партию наркотиков. Если в течение недели Франк не отдаст долг, его убьют. Будучи на грани отчаянья, Франк запутывается еще больше, и по мере развития сюжета мир, в котором он прочно застрял, оказывается все более жестоким и безжалостным.

Декорациями дебютной картины Рефна стал Копенгаген, а в массовке участвовали самые настоящие герои улицы.

Мы снимали этот фильм без всяких правил, без денег, костюмов и звука… у нас попросту не было средств. Я хочу сказать, что если бы у нас были деньги, мы бы их вложили в фильм. Нас вдохновляла энергия рок-н-ролла.

На Рефна и его команду повлияли идеи Догмы’95, авангардного направления в кино, ярчайшими представителями которого можно назвать Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. Режиссеры Догмы отвергали все «неестественное» — от спецэффектов до новых технологий. Между замыслом и его воплощением стояла только фигура режиссера и камера оператора. В отношении к «Дилеру» этот постулат абсолютно оправдан: большего правдоподобия сложно себе представить, даже ходили слухи, что актеры принимали сами все те вещества, которыми торговали их герои — чтобы добиться максимального эффекта.

Энергия в чистом ее виде — больше, чем что-либо другое… Мы пытались сделать то, чего до нас еще не было. Мы хотели вложить наш смысл — сказать свое слово. Лучшее, чего мы добились, — люди вдохновились нашей работой на создание чего-то своего, нового и неповторимого.

Результат превзошел все ожидания: “Дилер” получил признание — его молодые актеры в одночасье стали звездами. И не только на родине.

Фильм буквально дрожит от юношеской агрессии, острого юмора и нарастающего напряжения, закручиваясь будто наркоман в ломке (Лос Анджелес Таймс)

Фильм стал первым в трилогии, положив начало стремительной карьере Рефна и Миккельсена. В 2004 и 2005 годах, когда Миккельсен и Рефн уже достигнут определенного уровня международной известности, выйдут еще два “Дилера” с Миккельсеном в главной роли.

Мы не очень похожи, мы не сильно общаемся за пределами съемочной площадки, мы довольно далеки друг от друга. Но когда мы работаем, мы будто объединяемся в одно целое, и так было с самого начала.

Особенно отличится второй, посвященный полностью Тонни, самому невезучему и самому забавному из всех бандитов фильма. Герой Миккельсена выходит из тюрьмы и оказывается в ситуации непростого выбора: работая на отца, он должен выполнять циничные задания, которые не всегда ему по душе. Учитывая то, что Тонни постоянно попадает в нелепые передряги, можно сказать, что весь фильм — одна большая попытка Тонни выжить в самом ужасном из миров.

Миккельсен поразительно точно переносит на экран характер героя, перед зрителем не остроумный, тонкий интеллектуал, говорящий на нескольких языках, знающий драматическое искусство, владеющий танцем и увлекающийся живописью, но животное с бритым черепом и надписью RESPEKT на затылке.

Рефн соединяет работу с ручной камерой, импровизированные диалоги и играет светом, чтобы создать кошмарный мир секса, наркотиков и ужасающей брутальности, которые отвратят и притянут многих зрителей одновременно (New York Post)

“Дилер” вошел в классику датского современного кино, его популярность была таковой, что в 2010 году ремейк картины был сделан в Болливуде, а в 2012 году Луис Прието снял английский вариант “Пушера”.

Казино Рояль

Между первой и второй частями “Дилера” Миккельсена можно было довольно часто видеть в большом количестве домашних картин. В начале 2000-х он был признан самым сексуальным мужчиной Дании, согласившись, что это лучше, чем быть названным “самым ужасным мужчиной”. А в 2003 году его пригласили на совместный англо-американский проект “Король Артур”, в котором играли Дэниэл Крейг, Клайв Оуэн, Тиль Швайгер и Кира Найтли. Миккельсену выпала часть исполнить Тристана, роль второстепенную, но во всех отношениях приятную.

Миккельсен хорошо смотрелся в средневековых одеяниях, его необычная красота и скандинавский акцент делали Тристана только еще более таинственным и прекрасным. Впрочем, исторические драмы и дальше будут входить в число одних из самых удачных для Миккельсена проектов: спустя 8 лет он сыграет роль одного из самых просвещенных людей 18-вечной Дании, придворного врача и заговорщика.

Однако “Король Артур” так и остался бы просто одной из картин с участием Миккельсена, если бы не тот факт, что продюсеры и Дэниэл Крейг собственной персоной запомнили датчанина и настояли на том, чтобы в новой серии бондианы именно он сыграл главного злодея, которому противостоит Агент 007, исполненный впервые Крейгом.

Так в 2006 году Мадс Миккельсен появился в фильме “Казино Рояль” в роли Ле Шиффра, утонченного садиста из Европы, воплощения зла, с которым борется обновленный Джеймс Бонд. Перезагрузка бондианы прошла успешно во многом благодаря этому дуэту. Миккельсену удалось не просто продемонстрировать европейскую холодность, утонченность и изощренную жестокость, — от его Ле Шиффра и впрямь стынет кровь в жилах.

Используя во всю силу свою неоднозначную внешность — невероятно привлекательную и пугающую одновременно, Миккельсен доводит образ до почти что гротескного уровня. Что только подчеркивает героизм Крейга и опасность, которая грозит лучшему Джеймсу Бонду 2000-х годов.

После свадьбы

Известность в Голливуде после “Дилера” и “Короля Артура” не повлияла, однако же, на стремление Мадса работать с далеко не самыми известными режиссерами Дании. В 2005 году он соглашается на участие во втором фильме Сюзанны Бир “После свадьбы”.

Это история Якоба Педерсона (его играет Мадс Миккельсен), который живет в Индии и руководит благотворительными проектами. В частности, в его ведении находится детский дом, признанный банкротом. Якоб ищет инвесторов и находит в лице одного из датчан. Однако получить средства можно только лично — и вот Якоб направляется в Данию, оставив горячо любимых воспитанников и пообещав вернуться. В Дании события разворачиваются совершенно непредсказуемо: он получает инвестиции, но главным условием является то, что он должен остаться в стране.

Миккельсен, как Джимми Стюарт, может передавать эмоции лишь небольшим подергиванием губ или чуть меняя выражение глаз… Его длинное лицо — часто красивое, иногда простое, но всегда загадочное очень медленно раскрывается вам. Нужно посмотреть весь фильм, чтобы понять, как чувствует себя его герой, и как вы к нему относитесь (Charlotte Observer)

Фильм Бир стал первым номинантом на Оскар от Дании в категории “Лучший фильм на иностранном языке” за 16 лет. Критики восторженно приняли вдумчивую и глубокую историю, в центре которой оказалась судьба одного человека. А Миккельсен сорвал целый шквал аплодисментов за свою тонкую, удивительно богатую полутонами и скрытыми эмоциями игру.

“После свадьбы” бросает вам вызов: чем сильнее эмоции, тем глубже наш зрительский опыт (Chicago Tribune)

Неожиданный поворот в третьем акте перечеркивает все, что было до него. Фильм превращается во вдумчивое исследование природы отцовства и ответственности. Своим успехом он по большей части обязан тонкой режиссуре Бир, но и актерскому составу, особенно Миккельсену (TV Guide)

Коко Шанель и Игорь Стравинский

В 2008 году французский режиссер Жан Кунен пригласил Миккельсена сыграть в его биопике, посвященном Коко Шанель и русскому композитору Игорю Стравинскому. “Коко Шанель и Игорь Стравинский” стали фильмом-закрытием Каннского фестиваля: премьерный показ состоялся 24 мая 2009 года.

В основе истории — роман “Коко и Игорь” Криса Гринхала, а также пара-тройка легенд о том, как в 1920 году Коко Шанель приютила у себя в особняке эмигрировавшего из СССР композитора Игоря Стравинского с семьей. Их не только творческий союз (Коко восторгалась композитором, первая встреча с которым состоялась в 1913 году во время гастролей дягилевской труппы в Париже; позже, как утверждают слухи, они стали любовниками) стал стимулом к созданию “Шанель №5” и доработке балета “Весна священна”.

Все в фильме чудесно, что делает “Коко Шанель & Игорь Стравинский” одним из самых ярких переживаний года (New York Observer)

Анна Муглали и Мадс Миккельсен, действительно, преуспели в чувственном и проникновенном изображении одной из самых удивительных и невозможных пар ХХ века. И в Стравинском Миккельсена почти невозможно узнать ни Тонни-дилера, ни Ле Шиффра, ни Якоба Педерсена — на экране появляется один из самых невозможных русских гениев, чьи депрессии, снобизм, высокомерие и ранимость не знали границ.

“Коко Шанель и Игорь Стравинский” — роман между двумя непреодолимыми стихиями, которые никогда прежде не встречали на своем пути сопротивления  (Chicago Sun-Times)

Хотя история Коко и Игоря длилась всего несколько месяцев, этот роман двух увлеченных только собой гениев — гимн “золотому веку”, времени между двумя войнами, когда только чувства и имели значение.

Викинги и титаны

Словно подтверждая славу универсального актера, настоящей звезды датского кино и самого сексуального парня страны, Мадс Миккельсен, после утонченного Стравинского, появился сразу в двух фильмах, далеких от экранизаций романов и костюмированных драм.

Фильмы “Вальгалла: Сага о викинге” и “Битва титанов” вышли один за другим, дав возможность показать Миккельсену прекрасную форму бывшего танцовщика. И если в “Битве титанов” Миккельсену досталась второстепенная роль в окружении более именитых товарищей по цеху — Рэйфа Файнса, Лиама Нисона и Сэма Уортингтона, то в проекте Рефна “Вальгалла” Миккельсен — абсолютный и притягивающий к себе центр.

Закончив с “Дилерами” и находясь в поисках продолжения истории, если не прямого, то хотя бы “духовного”, Рефн принялся за сценарий фильма, сюжет которого некогда приснился ему. Это история немого воина, несокрушимого и свободного, рассказанная в нескольких новеллах. С самого начала работы над сценарием Рефн знал, что главную роль он предложит Миккельсену — кому, как не танцору, знать, что можно высказать все, не произнеся ни единого слова.

“Вальгалла: Сага о викинге” попадает в ваш мозг и остается там. Вы можете не согласиться, но что бы вы ни сказали, это впечатляющей силы картина (Empire)

Королевский роман

До работ Миккельсена датский кинематограф, прямо скажем, не привык видеть свои картины в числе постоянных номинантов премии Каннского фестиваля,  Золотого глобуса или Оскара в категории «лучший иностранный фильм». И хотя в 2012 году Михаэль Ханеке опередил всех — в его «Любви» Трентиньян, Рива и Юппер составили убойную силу, которой сложно оказывать сопротивление, творение Николая Арсела «Королевский роман» заслуживает и зрительского внимания, и симпатий критиков.

Во-первых, авторы «Королевского романа» тонко уловили настроения эпохи и попали в точку с темой любви и свободы, хотя конфликт последней против предопределенности, силы обстоятельств и традиций веками становился предметом искусства и воплощался разными средствами. В “Королевском романе” это анекдоты и сплетни середины XVIII века Просвещенной (или не очень) Европы (и ее задворок).

Во-вторых, «Королевский роман» отлично излагает историю про датских принцев и принцесс, что знакома миру уже четыре столетия. У датчан на этот раз вышел замечательный «Гамлет» в новом прочтении. Конечно, сценаристы не Апдайк и не Стоппард, но то, что получилось в итоге — добротно сделанная костюмированная драма с редкими отступлениями от главной темы «быть иль не быть» и как это водится при дворе — королевским адюльтером и королевскими же отступниками.

При этом если в роли одноглазого викинга Миккельсен не произнес ни слова, то в “Королевском романе” Мадс говорит и говорит довольно много. На этот раз в почти что двухчасовой костюмированной драме ему выпала честь сыграть одного из самых известных деятелей европейского Просвещения — Иоганна Фридриха Струэнзе, медика, реформатора и фаворита королевы Дании, Каролины Матильды.

В духе старых добрых исторических лент фильм рассказывает о королевском романе: от зарождения романтических отношений предприимчивого, решительного, мужественного и весьма заносчивого немца и датской принцессы до неминуемой расплаты и горького конца. Неоднозначное отношение при дворе к Иоганну Струэнзе, который вершил государственные дела от лица короля и королевы, выразилось в том, что он продержался у власти всего два года, после в результате дворцового переворота был заточен в тюрьму и четвертован.

Мадсу Миккельсену снова удалось передать гамму переживаний и эмоций: играя истинного Просветителя, сына Отечества, он, тем не менее, смог убедительно показать метания великого ума, его нежность, заботу о любимой, жестокость к врагам и бесконечную волю к жизни.

Странно, что эта пара преступных возлюбленных, кажется, больше увлечена тем, что они делают с государством, чем друг с другом. Да, они «влюблены», но земля не уходит у них из-под ног. Мадс Миккельсен хорош в роли сильного лидера, человека, который одинаково убедителен и как интеллектуал, и как реформатор (Chicago Sun Times)

Охота

20 мая 2012 года в Каннах состоялась премьера триллера «Охота» — первого за 14 лет датского фильма в основной программе кинофестиваля со времен «Торжества», взявшего приз жюри в 1998 году.

По иронии судьбы, и «Торжество», и «Охота» сняты одним режиссером — Томасом Винтербергом, который известен тем, что входил в состав Догмы’95, и его картины наряду с фильмами Ларса фон Триера образуют классику датской новой волны.

“Охота”, тем не менее, по заверению Винтерберга, была снята вне рамок Догмы — что, кстати, совершенно устраивало исполнившего в ней главную роль Мадса Миккельсена, который никогда не был в полном восторге от того, на чем делали акцент Догматики:

Я никогда полностью не разделял их философии. И я всегда думал, что если у вас получится хорошая картина, добавь вы чуточку света в нее — нужно добавить этого света. И все…

Фильм рассказывает о Лукасе (Мадс Миккельсен), 40-летнем жителе небольшого городка, который работает воспитателем в детском саду. Он переживает развод с женой, пытается наладить отношения с сыном-подростком, встречается с неплохой женщиной и в целом выглядит, как добропорядочный горожанин. До тех пор, пока дочь его друга в разговоре с отцом двусмысленно не намекает на то, что Лукас хотел ее соблазнить. С этого момента жизнь героя переворачивается — на него открыта самая настоящая охота. И хотя в итоге Лукасу удается оправдаться, общество, в котором он живет, уже никогда не будет относиться к нему с прежней симпатией.

Винтерберг может сколь угодно отрицать связь картины с Догмой, но натурализм, вскрывающий самые интимные страхи и животные  инстинкты общества, с которым снята “Охота”, — не что иное, как наследие Догмы. Да и сам Мадс в кадре, абсолютно беззащитный и потерянный перед первобытной яростью толпы, выглядит как человек, с которого сняли кожу: настолько оголены его нервы, настолько глубоки эмоции и вскрыты реакции.

Мадс пришел в команду довольно поздно. Его Лукас должен был стать чем-то вроде героя Де Ниро из «Охотника на оленей»: работяга, не очень разговорчивый, независимый и сильный. Но когда Мадс появился, мы подумали сделать из его героя человека более мягкого, печального, более скандинавского. Что, как я полагаю, сделало его более похожим на воспитателя детского сада (Винтерберг)

За исполнение главной роли в «Охоте» Миккельсен наконец-то получил одну из самых престижных европейских наград — Золотую пальмовую ветвь как лучший актер 2012 года. Во время премьеры зал рукоплескал стоя — и было чему.

Исполнение главной роли Мадсом Миккельсеном выдающееся (Guardian)

После мирового успеха «Охоты» Миккельсен вошел в число супер-звезд Голливуда. Он получил контракт на исполнение роли одного из самых утонченных и жестоких злодеев современного кино — и стал четвертым доктором Ганнибалом Лектером, сыгранным в кино.

Ганнибал

В 2012 году NBC начал работу над “Ганнибалом” — сериальной адаптацией «Красного дракона» Томаса Харриса, популярнейшего романа про доктора Лектера — психиатра, хирурга, эстета и каннибала. Самым знаменитым Ганнибалом Лектером в кино стал герой в изображении Энтони Хопкинса, за что тот был отмечен в 1991 году Оскаром. Утонченный социопат и гениальный манипулятор в трактовке Хопкинса, злодей номер один всех времен и народов, в сериале доктор Лектер получил совсем иное прочтение у Миккельсена.

У Мадса мне понравилось в подходе к персонажу отсутствие всякого желания быть как Кокс или Хопкинс. Он говорил о своем герое не как о “Ганнибале Лектере — каннибале-психиатре”, а как о Сатане — падшем ангеле, который зачарован человечеством и родственен каждому из нас, но при это остается иным. Это очень интересный подход, мне нравится соединение хоррора и научной фантастики, но я бы сам никогда не предложил подобного. А Люцифер в изображении Миккельсена — очень круто. Совсем отличается от того, как Лектера играли ранее, и придает эпичность всему сериалу (Брайан Фуллер, автор идеи)

В целом, именно Мадс “виновен” в том, что сериал получил высокие рейтинги и завоевал огромную зрительскую популярность: появившись в 2013 году и выдержав 3 сезона, он до сих пор входит в топы различных наград, премий и номинаций.

Сам актер видит в Ганнибале сложного героя, играть которого — одно удовольствие:

Он любит искусство. Это человек в костюме-тройке. Он любит классическую музыку. Ненавидит банальщину. И он любит красоту и изысканность. Он пытается подружиться с людьми, поэтому я не могу играть его как воплощение зла. Зло в нем должно быть скрыто…

В планах у Миккельсена продолжение работы над сериалом, а также участие в самом громком проекте 2016 года — первом спин-оффе “Звездных войн” — “Звездные войны. Изгой”. В августе 2015 года он вошел в утвержденный Лукас-студией актерский состав, съемки начались в Лондоне и премьера новой серии саги планируется в декабре 2016.

Share

Diapositiva