В Голливуде есть много творческих династий, но среди них редко встречаются такие долгожители, как Дугласы. Кирк Дуглас, секс-символ середины ХХ столетия, недавно отметил свой 106 день рождения. Его старшему сыну, Майклу Дугласу, стукнуло 70. Оба Дугласа чрезвычайно успешны: Кирк помимо актерской карьеры успел создать продюсерский центр и собственную студию, Майкл продолжил дело отца и неоднократно получал высокие награды как за продюсирование, так и за актерскую игру.
Кроме того, что Дугласы — успешные долгожители, они еще и невероятно импозантные мужчины. Но если Кирк играл мужественных гладиаторов и воинов, то главное амплуа Майкла — стильный и умный богатый джентльмен (ну или не совсем, если говорить о моральных качествах его героев) и утонченный психопат.
Недаром есть поговорка “Не строй из себя Майкла Дугласа” — таких безукоризненной выправки, холодного ума и умения воплотить саму суть современного мира денег тебе все равно не достичь…
Пролетая над гнездом кукушки
Майкл Дуглас вообще-то должен был поступить в Йельский университет и заняться юриспруденцией. Ну или финансами: отец-актер (еврей-иммигрант) мечтал дать своему первенцу блестящее образование.
Но Дуглас решил иначе: он поступил в школу драматического мастерства, где учился вместе с выдающимися в будущем актерами. И в середине 1970-х уговорил отца продать ему права на экранизацию одного из самых нашумевших романов — “Пролетая над гнездом кукушки” Кевина Кизи.
Кирк согласился, и в 1975 году молодой Майкл стоял на ковровой дорожке в числе обладателей Оскара за лучший фильм года. Невероятно, но факт: свой первый Оскар Майкл Дуглас получил как продюсер “Пролетая над гнездом кукушки”.
Его актерская карьера пошла в гору только в 1980-х, когда он активно работал в телешоу. Амплуа полицейских и красивых нервных парней прочно приклеились к нему, и ситуация вполне могла быть печальной…
Однако Майкл не был бы Дугласом, если бы не умел держать нос по ветру и улавливать тенденции современного кинематографа. В начале десятилетия на экранах вовсю звездил Харрисон Форд: его Хан Соло и Индиана Джонс стали воплощением новой мужественности и настоящими героями подрастающего поколения. Приключенческие истории про крутых одиночек снова были популярными, благодаря Лукасу, Спилбергу и Форду. И не использовать этого было бы преступлением!
Роман с камнем
В 1983 году Майкл Дуглас решает участвовать как продюсер и актер создании киноперсонажа, который отдаленно напоминает и Хана Соло, и Индиану Джонса. Но при этом имеет и свои, совершенно уникальные черты. Речь идет о его циничном романтике, о плутоватом, но мужественном авантюристе Джеке Колтоне, который появился в фильме Роберта Земекиса “Роман с камнем”.
Этот фильм принес Дугласу около 90 млн долларов после мирового проката. Лента была настолько тепло встречена зрителями, что студия дважды выпускала ее для домашнего видео: на кассетах и в 2000 году на DVD.
Она стала ключом в карьере Кэйтлин Тернер: молодая актриса получила мировую известность. Земекис после своего провального “Кокона” отыгрался и смог снова говорить о карьере востребованного режиссера. Ну а Дуглас показал себя в совершенно новом свете: таким его еще никто не видел. Зрелый актер отличался утонченностью, юмором, ироничностью и харизмой — на его авантюрного Колтона приятно смотреть во всех отношениях.
Во время съемки фильма Дугласу пришлось и побегать, и попрыгать, и поплавать. Фильм рассказывает о приключениях писательницы-домоседки в Колумбии: она ищет пропавшую сестру и клад. В этом ей помогает нечаянно встреченный незнакомец, искатель приключений, плут Джек Колтон.
Герои влюбляются друг в друга и, несмотря на желание Джека наживиться на простофиле Джоан Уайлдер, честное и справедливое в нем перевешивают. Финал у этой приключенческой комедии счастливый.
В 1985 году коммерческий успех “Романа с камнем” закрепили выходом продолжения истории — “Жемчужина Нила”. Правда, Дуглас как исполнительный продюсер сменил режиссера. Земекис занимался съемками своего хита “Назад в будущее”. В “Жемчужине” играл тот же состав: Кэтлин Тернер, Дени ДеВито и Майкл Дуглас. Вопреки мнению студии и многих участников проекта, вторая часть собрала большую кассу.
У Дугласа была задумана и третья часть, в которой его герои с детьми-подростками попадают в Тайланд и становятся участниками дела о похищении принцессы. Однако эту часть франшизы так никогда и не сняли: она осталась в стадии разработки. Зато все три главных исполнителя перекочевали из приключенческой ленты в одну из “самых черных комедий, которые когда-либо выпускала крупная голливудская студия”.
Речь идет о фильме Дени ДеВито “Война Роузов” (1989). В 2000-е появился снятый по его мотивам “Мистер и Миссис Смит”, в котором сыграли Анджелина Джоли и Брэд Питт.
Сюжет картины очень прост: герои Тернер и Дугласа — счастливая семейная пара. Которая в какой-то момент обнаруживает, что далеко не так счастлива вместе, как могла бы быть по отдельности. И в этом самый момент герои начинают делить территорию, имущество и готовиться к разводу. ДеВито играет адвоката персонажей, который находится буквально между молотом и наковальней.
ДеВито торжествует, смешивая эту едкую сатиру с правдой. (Rolling Stone)
Фильм имел ошеломительный успех: Дуглас и Тернер держали зрителей в напряжении от начала и до конца. Майкл полностью вернул себе негласное звание одного из самых востребованных и разноплановых актеров Голливуда: он был блестящ в комедиях и приключениях.
Король триллера
Но главное его амплуа, которое он будет вместе со студиями эксплуатировать в 1990-е, было все же амплуа стильного крутого богатого парня…
В 1987 году, в небольшой промежуток между приключениями и комедиями, Дуглас снимается в фильме “Роковое влечение” вместе со своей одноклассницей, Гленн Клоуз.
Этот психологический триллер открыл новую страницу в истории Голливуда и обозначил моду на психологические триллеры с ярким эротическим содержанием. В коммерческом отношении “Роковое влечение” тоже стало бомбой: фильм принес 320 млн долларов в прокате против 14 млн долларов бюджета.
Этот фильм принес хоррор на территорию дома, где в действительности живут взрослые кинозрители (Time Magazine)
Создание фильма растянулось примерно на 10 лет: студия приобрела права еще в 1970-х, однако никто из режиссеров не отваживался приступить к съемкам. Долго подбирали актеров — на главную женскую роль никак не могли выбрать нужную актрису. Гленн Клоуз, которая одной из первых откликнулась с просьбой рассмотреть ее кандидатуру на роль Алекс Форрест, получила отказ: “кто угодно, только не Гленн Клоуз — это совершенно не ее типаж”. В конце концов, именно Клоуз сыграла роль отчаянной психопатки, которая вошла в список 100 величайших кинозлодеев.
Майклу Дугласу досталась роль преуспевающего адвоката, который увлекся коллегой, но которому не хочется рвать ради интрижки с семьей. Его Дэн Галлахер — первый в галерее безупречных образов богатых, стильных, умных и рисковых людей с сомнительной моральной репутацией.
В отличие от Клоуз, его роль была менее однозначной и более простой — хотя и требовала от него серьезной подготовки и определенного уровня драматического мастерства: все-таки играть с одной из самых мощных актрис своего времени было нелегко.
Более того, в отличие от Клоуз, Дуглас был первым и единственным выбором автора сценария и первого режиссера фильма, выступил в качестве продюсера и стал своего рода камнем преткновения студии и следующих режиссеров после того, как Джеймс Дирден отказался от съемок.
Из-за его кандидатуры пришлось вычеркнуть из списка режиссеров Брайана Де Пальму, который категорически не хотел работать с Дугласом: репутация сложного актера и требовательного продюсера обгоняла творческие заслуги Дугласа и зачастую стоила ему ролей. Впрочем, о его работе в этом фильме почти никто ничего не говорил — может быть, за исключением того, что критики отмечали, что Майкл делил время на съемках между этим фильмом и лентой Оливера Стоуна “Уолл-Стрит”, где он исполнил одну из самых выдающихся своих ролей — Гордона Гекко.
О “Уолл-Стрит” и работе Дугласа с Оливером Стоуном стоит поговорить отдельно. Если же рассматривать Дугласа как звезду модного в начале 1990-х эротического психологического триллера, то совершенно нельзя обойти вниманием “Основной инстинкт” Пола Верховена, который еще до своего выхода был удостоен обширного обсуждения в прессе: его считали в высшей степени эксплуатационным. Подача тем и раскрытие конфликта видели крайне плоским и отдающим всеми красками нетолерантности. Голливуд, который всегда отличался терпимостью к разного рода меньшинствам, обвиняли в мизогинии, гомофобии, снобстве и высокомерном отношении к героям, которые изображены максимально схематично и плоско.
Впрочем, эта дискуссия никак не сказалась на популярности “Основного инстинкта” и его месте в истории кино. До сих пор эта лента голландца Верховена считается одним из эталонов жанра. Она дала новую жизнь Шэрон Стоун (к которой до “Основного инстинкта” не относились как к серьезной актрисе — достаточно вспомнить, что она в 1987 году пыталась получить роль Алекс Форрест в “Роковом влечении”, но безуспешно). Она привлекла массового зрителя повсеместно к жанру, сделав его из модного в общедоступный и крайне популярный — после “Основного инстинкта” будет снято огромное количество триллеров сходного содержания и сюжета…
По оценкам критиков и вопреки неоднозначным отзывам “Основной инстинкт” стал одним из лучших фильмов десятилетия.
Интересно, что актеры “Инстинкта” были номинированы на премию Золотая Малина — национальный анти-Оскар. В категории “худший актер года” уверенно лидировал Майкл Дуглас, в номинации “худшая актриса второго плана” — Трипплхорн и “Худшее открытие года” — Стоун. Критики были безжалостны в отношении исполнителей трех главных ролей: конечно, время заставило их пересмотреть свои взгляды, однако Майкл Дуглас был не совсем заслуженно назван ими “марионеткой”, статистом и “человеком, который испортил картину”.
В формате психологического триллера была снята еще одна популярная лента 1990-х — “Игра” (1997) с Шоном Пенном и Майклом Дугласом в главных ролях. Здесь, как и в “Шоу Трумена” или “Эффекте бабочки”, режиссер картины, Дэвид Финчер, ставит вопрос о том, насколько “истинно” то, что мы видим и существуют ли альтернативные варианты жизни — как альтернативные сюжеты.
Пугающий и притягательный одновременно, триллер заставляет до самого конца зрителя верить в то, что режиссер выдает за правду на экране. Вместе с главным героем Дугласа, успешным миллиардером, которому подарили на день рождения “игру” на выживание, аудитория на стремительной скорости летит от одного поворота сюжета к другому, пока не раздастся финальный выстрел и герой не решит поставить точку.
Временами “Игру” невозможно смотреть — но это лишь доказательство того, что Финчеру удалось заставить нас встать на место своего героя (San Francisco Chronicle)
Спустя год в 1998 году Майкл Дуглас сыграет утонченного подонка в ремейке известного фильма Альфреда Хичкока “В случае убийства набирайте “М” (фильм 1954 года, в котором снялась Грейс Келли) — “Идеальное убийство”. Его партнерами по картине стали Гвинет Пэлтроу и Вигго Мортенсен. Необычное трио завоевало симпатии аудитории — большое достижение, особенно если учесть, что оригинал до сих пор входит в число лучших 250 картин “всех времен и народов”.
Сюжет картины не лишен интриги, хотя и имеет весьма косвенное отношение к хичкоковскому оригиналу: героиня Пэлтроу, богатая замужняя дама, влюбляется в своего протеже, бедного художника (Вигго Мортенсен). Муж Пэлтроу, магнат и меценат (Майкл Дуглас) следит за своей женой — самым большим и самым рискованным вложением средств, как он полагает.
Неверность героини становится причиной ее смерти: миллионер не намерен рисковать своими активами. Орудием убийства же является не кто иной, как новоиспеченный и очень расчетливый любовник.
Дуглас в данном случае — это просто супер! Ну такой богатый спекулянт! Ну такой финансовый воротила! Ну такой завсегдатай модных клубов, крутейших ресторанов и прочее… Короче говоря, самый что ни на есть богатый стиль в самом что ни на есть его лучшем проявлении! Только после этого фильма я понял смысл знаменитой голливудской фразы: «Не строй из себя Майкла Дугласа». Раньше я считал, что это означает «не выделывайся», а теперь понял, что смысл совсем иной: «Не строй из себя крутого, парень. Крутизны Майкла Дугласа тебе никогда не достичь». Однако поймите меня правильно. Я вовсе не собираюсь восхищаться костюмами Дугласа и его возможной красотой или внушительностью как мужчины, — я совершенно не разбираюсь в мужской красоте и не прихожу в восторг от костюмов как таковых. Но я восхищаюсь его стилем и умением носить эти костюмы так, как это умеет делать только он. Кроме того, в этом фильме он отлично играет! Перед нами самый настоящий Стивен Тейлор: холодный, расчетливый, стильный и очень циничный. Он все продумал. Он всегда все продумывает безукоризненно (Алекс Экслер)
Уолл-стрит
Однако самым настоящим спекулянтом, циничным воротилой со стальными нервами и взглядом волка Майкл Дуглас предстал в культовой картине Оливера Стоуна “Уолл-стрит” (1987) и спустя почти четверть века в ее продолжении “Уолл-стрит: Деньги не спят” (2010).
Первый фильм был снят за два месяца, хотя подготовка к съемкам заняла гораздо больше. На роль двух главных героев в разное время претендовали Ричард Гир, Уоррен Битти, Том Круз… одних отклонял Оливер Стоун, других не рекомендовала студия. В итоге выбор остановился на Чарли Шине и Майкле Дугласе.
Чуть ли не каждый в Голливуде предупреждал меня, что Майкл не сможет играть, что он, скорее, продюсер, чем актёр, и будет проводить всё время в своём фургоне, болтая по телефону. Но когда Майкл играл, он отдавал себя целиком и полностью (Оливер Стоун)
Действительно, чтобы вжиться в роль, которая так сильно интересовала Майкла и которую он считал поворотной в уже зрелой карьере, Дуглас сделал многое: он запоем читал биографии воротил биржевого бизнеса, с дотошностью студента вгрызался в основы экономической науки, наблюдал, анализировал, сравнивал. Он буквально вживался в роль волка с Уолл-стрит.
Я считал это великой ролью. Сценарий был длинным, и в нём присутствовали огромные монологи. Я никогда раньше не видел сценария, в котором бы монологи занимали страницы. Я подумал: ого! Это просто невероятно!
Недаром за эту роль Майкл Дуглас был номинирован на премию Золотой глобус и Оскар в категории “лучший актер года”: для сорокалетнего актера с большим стажем это было признанием, необходимым, чтобы он поверил в себя и сменил амплуа с авантюрного героя-любовника на циничного стильного богача, ворочащего миллиардами.
Из Дугласа получился прекрасный Гекко — конечно, здесь нужно было отдать должное еще и режиссуре Оливера Стоуна: его документальная манера, внимание к деталям, очень сложное и тщательно взвешенное повествование отлично подходили к Дугласу как актеру. Стоун подчеркивал сильные стороны Дугласа — то, как Майкл мог выражать свои эмоции, показывать свои чувства, как он мог долго и пристально смотреть в камеру, будто хищник.
Сюжет картины разворачивается вокруг молодого брокера, который хочет привлечь внимание своего кумира, властного и всемогущего Гордона Гекко, бога Уолл-Стрит. Ему это удается, когда он сливает инсайдерскую информацию Гордону в обмен на “дружбу” и кое-какие сделки, которые, как кажется брокеру, могут спасти компанию его отца от банкротства. В деле оказываются замешаны не только большие деньги — брокер влюбляется в жену Гекко, вскоре у них начинается роман. Этого Гордон не простил молодому человеку — и с этой точки события принимают совершенно не тот оборот, который прогнозировал молодой карьерист. Впрочем, для Гекко все кончается далеко не лучшим образом: его грязные методы ведения бизнеса становятся предметом пристального внимания ФБР…
К фигуре Гекко Оливер Стоун возвращается через 23 года — то время, которое понадобилось, чтобы Гекко отбыл свое заключение в тюрьме штата и без гроша в кармане вышел на волю. Майкл Дуглас, кстати, стал одним из инициаторов съемки этого сиквела, который появился в 2010 году под названием «Уолл-стрит: Деньги не спят».
И если критики скорее разочаровались в этом новом опусе Оливера Стоуна, то зрители опять высоко оценили работу Дугласа и ЛаБефа, который сыграл роль “ученика” Гордона Гекко.
Майкл был здесь таким же безупречным, как и в 1990-е, когда изображал магнатов и миллиардеров, хоть и изрядно постаревшим. Зрелость, впрочем, идет ему, как хороший костюм — и именно это стало привлекать к Дугласу внимание режиссеров в новом тысячелетии.
За канделябрами
Одевать Дугласа в дорогие костюмы в принципе очень приятно, и к тому же неплохо отражается на кассовых сборах. Понимая это, Стивен Содерберг подобрал стареющему актеру в своем нашумевшем фильме 2013 года “За канделябрами” совершенно невероятный наряд — картина не похожа вообще ни на одну из тех, где он ранее играл. В арсенале героев у Дугласа были и психопаты, и авантюристы, и полицейские-наркоманы, и циничные убийцы… Но Либераче у Содерберга стал просто откровением для большинства зрителей и критиков.
Никто и не сомневался, что оба актёра отработают свои роли на все сто. Особенно это касается Дугласа, который ещё недавно вёл борьбу с раком, и теперь возвращается в кино в стиле «после нас хоть потоп». В его исполнении Либераче то выглядит жалким и беспомощным, то кутит на полную катушку, щеголяя в шубе из белого лисьего меха. Как мы узнаём из фильма, «это единственная в мире вещь, у которой есть личный автомобиль с водителем» (Rolling Stone)
Новая лента Стивена Содерберга рассказывала историю известного в 1970-е годы музыканта-виртуоза Либераче (Майкл Дуглас), который влюбляется в молодого дрессировщика животных (Мэтт Дэймон), приглашает жить вместе, постепенно лепит из него версию “молодого себя”.
Распад личности молодого и пожилого любовников, тайны жизни “за канделябрами”, которые Либераче любил ставить на рояль во время концертов, — все это остроумно и ярко передано Содербергом в довольно скандальной истории, с сохранением атмосферы китча и фарса, которые были характерны для представлений Либераче. А Майкл Дуглас подчеркнул, выделил, высветил и подал с невероятной харизмой!
Его герой, легендарный американский пианист Либераче — тот самый человек, который своими блестящими, в прямом смысле слова, туалетами и поведением на сцене заложил основы современного шоу-бизнеса, предсказав Элтона Джона, Фредди Меркюри и Леди Гагу. Роль этой неординарной фигуры досталась Майклу Дугласу, и сегодня кажется, что ничего настолько яркого актер-корифей не играл никогда и нигде — включая «Трафик» того же Содерберга (Газета.ру).
Канны рукоплескали Майклу Дугласу: ни “Основной инстинкт”, ни “Роковое влечение” не срывали таких оваций, которые выпали на долю 68-летнего актера, как после премьеры “За канделябрами”.
Это одно из величайших перевоплощений 68-летнего актёра из всех, которые он только когда-либо проявлял, достойное „Оскара“ (The Daily Telegraph)
Майкл Дуглас получил “Эмми” (аналог Оскара за телевизионные фильмы и шоу) и премию “Гильдии киноактеров США” за Либераче — в профессиональном плане это огромное признание, которое открыло перед ним очередные перспективы, а именно телевидение с его большими бюджетами, планами и куда более интересными сценариями по сравнению с художественными лентами Голливуда.