Кейт Бланшетт: Гений в юбке

В этой актрисе столько силы и энергии, породы и стиля, столько властности, нежности и хрупкости одновременно, что она не просто является одной из лучших актрис современности, чье имя способно украсить афиши лучших театров мира. Кейт Бланшетт — олицетворение традиции и новаторства, волшебное соединение старой школы игры с дерзкими поисками новой культуры.

Я стремлюсь сохранить тайну каждой вещи не для кого-то, а в первую очередь для себя

 

Если обычно история таланта неотделима от истории жизни его обладателя, то с Бланшетт все по-другому. Ее актерский дар возник как нечто непосредственное и данное. Впрочем, сам по себе гений невозможен без самоотверженной страсти к перевоплощению, без рутинной работы, характерной для любого, даже самого творческого, ремесла.

Кейт Бланшетт в театре: Гамлет, Гедда Габлер, Трамвай Желание и Дядя Ваня

Для многих голливудских звезд театр всегда остается запасной платформой, куда они могут убежать в случае неудачи на съемочной площадке, как сделали это Мэтью Бродерик, Синтия Никсон, Ванесса Редгрейв, Сальма Хайек. Есть явные исключения, как, например, Джон Малкович, Джеффри Раш или Киану Ривз, которые одинаково комфортно чувствуют себя на сцене и перед камерой. Есть, конечно, такие звезды, как Мэрил Стрип, Дастин Хоффман, Аль Пачино, которые составляют театральную элиту Нового света. Кейт Бланшетт, несмотря на свою относительную театральную юность, относится именно к ним.

Дядя Ваня

Она начала актерскую карьеру в театре, и этот старт стал определяющим в ее стиле игры, в манере декламации, жестикуляции, акцентах, интонациях, в умении выражать эмоции не с помощью третьесортной пантомимы, но едва заметным, выверенным до миллиметра движением. Ее первым зрелым спектаклем стала, «Олеанна» пьеса с двумя актерами, поставленная в Сиднейском театре. Партнером по сцене был Джеффри Раш, а основной конфликт закручивался вокруг грязной истории — юная студентка обвиняла профессора в сексуальных домогательствах.

Гедда

Спектакль был поставлен в 1993 году, и тогда же Кейт Бланшетт получила премию в номинации «Лучшая новая театральная актриса». Дальше последовали выступления на австралийских и английских подмостках. В частности, Джеффри Раш неоднократно приглашал к себе Бланшетт: она успела сыграть в его театре почти всего Шекспира.

В 1997 году Бланшетт открыла для себя Чехова, в его пьесах «Чайка» и «Дядя Ваня» она играет до сих пор. В 2004 году Кейт участвовала в постановке «Гедды Габлер», а в 2009 сыграла роль Бланш Дюбуа в известной пьесе американского драматурга Теннеси Уильямса «Трамвай Желание».

Lisa Tomasetti

Ее увлечение театром имеет и другую составляющую: с 2008 года Кейт Бланшетт является художественным руководителем Сиднейского театра, в котором так блестяще началась ее карьера. Последние и самые сложные пьесы были поставлены в Сиднее именно при непосредственном участии Бланшетт.

Елизавета

Когда продюсеры устраивали кастинг актрис на роль Елизаветы в картине Шекхара Капура, никто в Америке не знал о существовании госпожи Бланшетт. Ее слава в театральных кругах Австралии и Британии никак не распространялась на Североамериканский континент, поэтому создателям фильма крайне повезло, что они случайно попали на одну из постановок в Сиднейском театре, где местная знаменитость играла в чеховской «Чайке»… Так судьба распорядилась, чтобы вместо Николь Кидман, почти что утвержденной на роль самой известной фигуры британской истории, была выбрана другая рыжеволосая австралийка.

Елизавета

В 1999 году фильм попал сразу в несколько номинаций самых престижных кинематографических премий мира, взяв награды «Оскара» за лучший грим, «BAFTA» как лучший фильм, а также за музыку, операторскую работу, грим, наконец, за лучшую женскую роль и мужскую роль второго плана: дуэт Кейт Бланшетт и Джеффри Раша (родившийся на театральных подмостках) получил мировое признание в кино! За Елизавету же Бланшетт получила свой первый Золотой глобус, а Шекхар Капур был удостоен чести назваться лучшим режиссером Национального совета кинокритиков США.

В чем была сила этой великолепной, пышной и величественной костюмированной драмы с огромным количеством исторических ляпов и по-американски нелепых анахронизмов? В игре Бланшетт и Раша, в правдивости их собственной истории, в излишней театральности постановки. В понимании масштабов тех личностей, которых актеры изображали и жизни которых буквально проживали перед камерой. А, следовательно, в невероятной искренности эмоций, которыми переполнена картина.

В 2007 году появилось продолжение истории — «Елизавета. Золотой век», которое, невзирая на мастерство все тех же актеров, все-таки уступило по накалу первой части. Бланшетт с сожалением вынуждена была заметить, что история исчезла, а осталось костюмированное действо без жизни и того содержания, которое можно было бы вложить в столь масштабный проект. Тем не менее, по мнению даже самых негативно настроенных зрителей и критиков, ее игра была «безукоризненной».

Elizabeth The Golden Age

Благодаря «Елизавете» Бланшетт стала единственной женщиной-актрисой, номинированной на Оскар за исполнение одной и той же роли в двух разных картинах. Список дополняют такие «монстры», как Пачино, Ньюман, Питер О’Тул

Властелин колец
 «Я всегда хотела иметь накладные уши — мне казалось, что к форме моей головы они очень пойдут», — прокомментировала свое согласие сняться в экранизации трилогии Толкиена Кейт Бланшетт.

Изначально на роль эльфийской королевы, Галадриэли, Джексон рассматривал Люси Лолес, а вместо Лив Тайлер он хотел снять Уму Турман. Но беременность актрис смешала все карты. И хотя из 15 месяцев Кейт Бланшетт только месяц пробыла на съемочной площадке, без нее сложно сейчас представить себе волшебный мир «Властелина колец».

Ее белоснежная королева — своего рода смесь уже состоявшегося образа Елизаветы Английской и Девы-воина из архаического эпоса, которая в силу сложившейся традиции вынуждена бороться за своих подданных и отстаивать добро и справедливость. Правда, несмотря на строго положительный образ Галадриэли, Бланшетт и здесь удалось показать границы неизведанного в ее личности: чего стоит сцена, в которой Галадриэль примеряет Кольцо и осознает, в какого тирана может превратиться, обладай она его силами.

Кстати, после того, как третья часть была отснята, Кейт Бланшетт велела залить бронзой свои уши, и хранит их в качестве талисмана.

Блестящие дуэты

С 2003 года в карьере Бланшетт основной (если можно так выразиться) становится линия «блестящих дуэтов»: актриса притягивает к себе сложные, неоднозначные или даже коммерчески очень успешные проекты, в которых оказываются задействованы звезды первой величины: Леонардо ДиКаприо, Джуди Денч, Брэд Питт… Среди режиссеров, у которых она успевает сняться — Мартин Скорсезе, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Том Тыквер, Джим Джармуш, Ричард Эйр

В этот период основная идея фильма Иньярриту «Вавилон» (2006), выраженная во фразе: «Если хочешь, чтобы тебя поняли — слушай», — как нельзя более подходит к Кейт Бланшетт и манере ее игры, правда, в несколько перефразированном варианте: «Если хочешь понять себя — играй».

С каждым новым проектом Бланшетт словно погружается в мистическое путешествие по своему сознанию и памяти, исследуя границы своего дара. В «Авиаторе» (Оскар за лучшую женскую роль второго плана) ее не отличишь от Кэтрин Хепберн — настолько Бланшетт теряется в образе величайшей американской актрисы, бывшей подруги Говарда Хьюза (Леонардо ДиКаприо). В фильме Скорсезе оживает прошлое, и мы видим эпоху, которая давным-давно стала ассоциироваться у нас с золотыми временами кинематографа, когда все только начиналось, мужчины были сильными и молчаливо-мужественными, а женщины — изысканно-женственными.

В «Вавилоне» Бланшетт, напротив, показывает другую сторону своего таланта: старательно обходимые «острые» углы, глубина и боль в отношениях с Хьюзом здесь обнажаются и превращаются в тягостные, тоскливые часы одиночества двух некогда близких людей. Брэд Питт и Кейт Бланшетт сыграли впервые дуэтом, но он, безусловно, может считаться лучшим по тому напряжению и многозначному молчанию, которое заполняет собой прорехи их совместного прошлого и настоящего.

К дуэту с Брэдом Питтом Кейт Бланшетт вернулась спустя два года, в 2008 году, в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Здесь они снова выглядели более чем органично — казалось, что перенесенная на экран выдуманная история случилась с ними наяву и то, что мы видим — это снова сугубо частная жизнь. Неловко подглядывать, но мы не можем остановиться, слишком уж чиста и велика трагедия, которая разыгрывается перед нами.

Также «неловко» становится и за героиню Бланшетт в картине «Скандальный дневник», где она сыграла с Джуди Денч. Лента, снятая Ричардом Эйром, может быть, и уступает по глубине проблем, поднимаемым в фильме Иньяритту, но масштабы безграничной человеческой мерзости, одиночества, порочности и хрупкости препарируются Эйром в характерах двух непохожих друг на друга «подруг». Уступив Денч выигрышные позиции в изображении откровенного провокатора (за что та чуть было не удостоилась Оскара за главную женскую роль в 2007 году), Кейт смогла в полутонах и в мельчайших деталях создать на экране образ безвольной жертвы, запутавшейся в «паутине» лжи и провокации…

Черно-белое кино Кейт Бланшетт

Среди потрясающей красоты костюмированных постановок, пышных нарядов, сказочных крыльев и платьев королев у Бланшетт нашлось место и для двух совершенно неожиданных черно-белых образов.

cate blanchett

Уже сейчас можно сказать, что именно благодаря им Бланшетт попала на настоящий независимый «кинематографический Олимп», и может хоть всю жизнь пить амброзию и вкушать мед.

Собственно, речь идет о фильмах «Кофе и сигареты» (2003) Джима Джармуша и «Меня там нет» (2007) Тодда Хейнса. Картины очень похожи: по сути, и та и другая – биографии, а актриса играет сразу саму себя и свою «заплутавшую» сестру (как у Джармуша), либо не менее известного персонажа современной культуры, Боба Дилана. Вернее, одну из его творческих ипостасей. Это была первая роль, в которой актрисе пришлось перевоплотиться в буквальном смысле — отказаться от одной плоти и найти для себя иное тело.

Фильмы, в которых мужчины превосходно «копировали» женщин, совершенно не редкость — актерство изначально не женская профессия. Но где вы найдете хотя бы три картины, в которых женщины перевоплощались в мужчин, да так, что на экране появлялась не карикатура, не травести из шекспировской комедии с трагедией, а кто-то настолько реальный, что сознание отказывалось соотносить титры с тем, что видишь на экране? В чьем еще представлении так стирались бы границы не просто пола или гендера, но границы личности, что за это исчезновение они были номинированы на Оскар?

cate blanchett меня там нет

Это и есть случай Бланшетт. В 2007 году она была отмечена на Венецианском фестивале Кубком Вольпи за лучшую женскую роль, а затем и Золотым глобусом за все ту же парадоксальную «лучшую женскую роль второго плана» в изображении мужчины.

В 2010 году Бланшетт вернулась на экраны в традиционном обличье, сыграв Мэрион в «Робин Гуде». И хотя голливудских постановщиков снова обвинили в том, что они слишком вольно относятся к истории и фактам, леди Кейт достались самые восторженные комплименты — ведь ее появление всегда делает картину более стильной, выдержанной, аристократичной, возвышает ее над повседневностью, привносит в фильм что-то потустороннее, что-то, что под силу только гению.

FacebookTwitterGoogle+VKPinterestEvernoteBlogger PostОтправить