Тильда Суинтон, пожалуй, одна из самых загадочных актрис современного кинематографа. Хотя назвать ее только киноактрисой было бы неверно: за свою долгую и довольно успешную творческую карьеру Суинтон была моделью, участвовала в независимых арт-перформансах, играла на сцене классического театра, выступала на концертах рок-звезд, входила в состав жюри Берлинале, Сан Данса, Венецианского биеннале и даже успела организовать свой кинофестиваль в родной Шотландии — входным билетом туда Тильда Суинтон сделала домашнее печенье или 2 фунта стерлингов. А основой программы — шедевры мировой классики.
Сама Тильда неоднократно отзывалась о своей профессии как о своеобразной форме досуга или хобби: это то, что должно приносить удовольствие и быть результатом творческого порыва, вдохновения и тайны.
Странно, но даже снявшись в огромном количестве фильмов за последние 30 лет, я так и не чувствую себя профессиональной актрисой. Я никогда не думала связывать свою жизнь с киноиндустрией и до сих пор мы живем порознь, за исключением пары-тройки коротких стычек.
Орландо
В кинематограф Тильда Суинтон пришла через свое увлечение леворадикальным изобразительным искусством. В 1983 году она окончила факультет социологии и политических наук в Кэмбридже, где изучала литературу, начала играть в театре — студенческом, а затем даже успела присоединиться к Королевской Шекспировской Кампании, прежде чем произошла ее встреча с Дереком Джарманом, известным авангардным художником и режиссером.
С ним Суинтон проработала девять лет — и заслужила имя «музы Джармана». Среди совместных проектов были исторически-живописный «Караваджо» (1986), натуралистично-шокирующий “Последний взгляд на Англию” (1988), фантастически-мизантропный “Сад” (1990), мрачный “Эдуард II” (1991, за него Суинтон получила премию Volpi как лучшая актриса) и последняя завершенная работа Дерека Джармана “Виттгенштейн” (1993).
Собственно, именно Дерек Джарман открыл в Тильде Суинтон ее удивительную андрогинную красоту — и сделал ее саму «произведением» искусства. Ее пластика, мимика, необычная аристократическая внешность подчеркивались Джарманом, великолепным постановщиком и блестящим художником.
Лучше я буду красивой, чем милой.
«Помещение» Суинтон в «исторические» или сугубо «театральные» декорации выглядело как единственно возможное обрамление ее странной красоты. Джарман, тонкий ценитель современного искусства и знаток перформанса, сотворил из Суинтон объект подражания, даже культа. Много позже, пользуясь наработками Джармана и своим сложившимся «имиджем», Тильда Суинтон «выставит» себя в огромном стеклянном кубе посреди галереи искусств: она будет спать в течение 8 часов, «изображая» произведение искусства. А в 2003 году вдохновит на создание линии женской одежды и после примет участие в дефиле.
Однако ее опыт с Джарманом оставался во многом работой «для себя»: несмотря на положительные оценки коллег по цеху, экспериментальные картины авангардного режиссера редко становились предметом общего внимания.
Единственным фильмом 1990-х, который был не просто высоко оценен критикой, а заслужил большую любовь зрителей, стал «Орландо» Салли Портер — экранизация утопического романа Вирджинии Вульф. Наконец-то актриса смогла полностью реализовать себя в образе андрогина: материал позволил ей играть в рамках одной картины мужчину и женщину.
Ее герой, идеальный отпрыск аристократического рода, волею судеб награжден даром жить и блистать своей красотой вечно. Он исследует жизнь во всех ее проявлениях: девять глав призваны рассказать о смерти, любви, поэзии, сне, путешествиях, открытиях и науке. На протяжении 400 лет своей жизни Орландо меняет пол — родившись мужчиной, он чудесным образом превращается в женщину.
Я всегда удивляюсь, когда женщины восклицают, что не могут представить себя на месте мужчины, а мужчины говорят, что они не могут представить себя на месте женщины… Потому что для меня это прекрасно «представляемые» вещи!
Экспериментальная лента неожиданно стала популярной, а Суинтон впервые вышла за рамки только артхауса. Что, впрочем, не помешало ей еще провести еще десяток лет на театральных подмостках и в творческом тандеме с малоизвестными широкой публике режиссерами.
Я выбирала свои роли не потому, что хотела выиграть Оскар – или потому, что хотела сыграть именно такого персонажа. Но потому что хотела удовлетворить свое любопытство — каково это играть у человека, которого ты обожаешь.
Роман с Голливудом
«Короткие стычки», которыми Суинтон описывает свои взаимоотношения с популярным кинематографом, начались с участия Тильды в проекте британского режиссера Дэнни Бойла «Пляж» (2000), который был призван вернуть Леонардо ДиКаприо на большую сцену после его удачи в «Титанике». Суинтон досталась эпизодическая роль — яркая настолько, что ее легко запомнили.
С этого (не самого удачного, надо сказать) проекта Суинтон стала чаще появляться в фильмах разнообразных режиссеров. Так, в 2001 году Суинтон сыграла в голливудской картине «Концы в воду» — экранизации романа Элизабет Холдинг. Ее новая героиня, Маргарет Холл, мать взрослого сына, которого она подозревает в убийстве. Пытаясь «помочь» своему отпрыску, Маргарет скрывает улики с места преступления и становится жертвой шантажа.
Сложная коллизия психологического триллера дала возможность Суинтон раскрыть свой потенциал. Фильм отмечали как очень реалистичный и захватывающий, а игру Тильды Суинтон называли невероятной.
Этот триллер отличает сенсационная игра Тильды Суинтон (Wall Street Journal)
В 2003 году в ее карьере случилась первая премия BAFTA за роль в шотландском фильме «Молодой Адам». Тильда Суинтон сыграла немолодую владелицу угольной баржи, чья семья живет и работает на реке. Тяжелая криминальная история с новой стороны открывала таланты Суинтон как драматической актрисы: та, что еще недавно воспринималась лишь как икона стиля и существо «прозрачное и неземное», вдруг обрела плоть, кровь, грязь под ногтями и просторечный выговор.
После авангардных экспериментов с андрогинностью было неожиданно увидеть Суинтон в самом что ни на есть привычном и женственном образе — матери и любовницы. Откровенные сцены, жестокость как форма бытия и полное отсутствие даже намека на утонченность сделали аристократку Тильду Суинтон воплощением простолюдинки образца 1950-х годов, времен «досексуальной революции».
Квинтэссенцией этого особого типа «женственности», не знающей нежности и идущей вразрез со стереотипными представлениями о роли «матери и жены» стал фильм «Что-то не так с Кевином» (2011).
Картина была впервые представлена на Каннском кинофестивале и получила огромное количество отзывов. В 2012 году за игру в нем Тильда Суинтон была удостоена премии «Золотой глобус», BAFTA и премии Гильдии киноактеров США как лучшая драматическая актриса — большего признания заслуг актрисы еще не было.
«Что-то не так с Кевином» — очередная экранизация современной прозы, в центре которой — обычная семья, мать, отец, дочь и 15-летний сын, который в один прекрасный день устроил кровавую резню в школе и попутно убил половину семьи.
Суинтон работала над картиной несколько лет как продюсер, прежде чем фильм наконец-то был снят. Ей аккомпанируют Эзра Миллер (Кевин) и Джон Си Рейли — однако оба остаются в тени потрясающей, тонкой, невероятно пронзительной и при этом очень отчужденной Суинтон.
Весь фильм выстроен как рассказ от первого лица, от лица матери Кевина, которая погружается в воспоминания и вытаскивает оттуда то один, то другой клочок «жизни до трагедии». Она ищет ответ на вопрос – что не так с ее мальчиком, ее Кевином? Когда «это» произошло с ним? Как он превратился в чудовище?
Никогда еще игра не была столь прекрасна — как игра блестящей Тильды Суинтон в «Что-то не так с Кевином» (Rolling Stone)
Этот фильм — размышление о боли, которую переживает мать, когда ее ребенок оказывается монстром (ReelViews)
Однако сказать, что Суинтон изобразила мать Кевина — Эду Хачадурян — исключительно с позиции «невинной жертвы» обстоятельств — неверно. Актриса совсем не склонна оправдывать свою героиню, которая в воспоминаниях открывается зрителю как главное разочарование ребенка, как источник его отчуждения и ненужности, нежеланности в этом мире.
Недаром во время презентации Тильда Суинтон шокирующе безжалостно сформулировала основную идею картины (и главную суть своего образа):
Иметь семью — дело кровавое… Иметь ребенка — дело кровавое. А уж быть ребенком — тем более. Дать ребенку жизнь — убийство. Ведь он попадает в самое жестокое место…
Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф
Параллельно с драматическими картинами, снятыми в Голливуде, но все же не предназначенными для семейного просмотра (хотя по иронии судьбы, затрагивающие именно семейную тему), Суинтон сыграла в сказочной трилогии — жест, которого от нее никто совсем уж не ожидал.
Тильда Суинтон появилась в детской ленте «Хроники Нарнии» (2005), снятой по одноименному роману Клайва Льюиса. Актриса воплотила в сказочном мире «по ту сторону шкафа» американский вариант Снежной королевы, злобной колдуньи, которая заморозила волшебную страну Нарнию и чуть было не уничтожила всех ее обитателей.
Вместо Тильды Суинтон на главную роль планировали взять Мишель Пфайффер — однако та (к великому счастью) отказалась, а Тильда попала в детский проект, который открыл перед ней новые горизонты! Вопреки страхам продюсеров — у Суинтон был такой послужной список, что в детском кино видеть ее было по меньшей мере странно — Тильду утвердили на главную «отрицательную» роль Белой Ведьмы.
Конечно, появление иконы андрогинного стиля и звезды европейского арт-хауза в сказке запросто могло превратить ее в одну из странных картин Дерека Джармана! Но, по мнению критиков, актриса была «рождена для этой роли», а её внешность идеально совпадала с описанием колдуньи в первоисточнике:
Самое сильное впечатление — от Белой Ведьмы. «Ее лицо было белым, не просто бледным, но как снег или бумага, или как сахарная пудра, а губы — ярко-красными, — пишет Льюис. — Это было красивое, но надменное, суровое и холодное лицо». Это описание Тильды Суинтон, будто она была рождена для роли (Guardian)
Сама Тильда отмечала, что ей очень понравилось играть в «детском» кино — ей было, что сказать в Нарнии, а образ Джадис Белой Ведьмы оказался не таким уж и детским с точки зрения драматургии: в той или иной форме там присутствует весьма себе «взрослая» коллизия.
У тебя есть 90 минут, чтобы изложить идею своего персонажа. Если ты занят только в паре сцен, приходится работать очень быстро, и в любом случае ты играешь ненастоящего человека. Поэтому изображать Белую Ведьму или домохозяйку за мытьем посуды — примерно одно и то же. Ведьму даже проще: если играешь не человека, это в каком-то смысле честнее.
Майкл Клейтон
Следует сказать, что ту же «ведьму», только перенесенную в мир топ-менеджеров, огромных денег, корпоративной этики и коррупции Суинтон сыграла и в своей оскароносной работе — фильме «Майкл Клейтон» (2008).
Криминальная драма рассказывает о борьбе бывшего корпоративного юриста (Джордж Клуни) с огромной коррупционной машиной, возглавляемой богатейшими людьми. В этой традиционной коллизии «человек – корпорация» Тильда Суинтон должна была сыграть антипода Клуни, бизнес-леди, выбравшую сторону Корпорации.
Внешне безупречно воплощающая корпоративный стиль, абсолютно обезличенная героиня Тильды Суинтон (стиль Кондолизы Райс, взгляд Снежной королевы, слова корпоративного секретаря) на самом деле излучает страх и тягучую, потную тревогу — как следствие того «неверного» выбора, который она совершила. Защищая интересы своего босса, она теряет себя: пространство вокруг героини Суинтон сужается, заполняется агрессией животного, загнанного в угол.
Следуя простой логике, эта роль не могла пройти незамеченной: и Голливуд, и Киноакадемия любят «серьезное игровое кино», в котором решаются «настоящие» вопросы.
Фильм полон реальных персонажей, которые в состоянии не просто удивить вас, но даже превзойти все ваши ожидания (Time Magazine)
Это идеальное упражнение на заданную тему. Я смотрел фильм дважды и во второй раз, когда я знал, что произойдет, я получил еще больше удовольствия от того, как замечательно показано происходящее (Chicago Sun-Times)
Участие в проекте Джорджа Клуни только подняло рейтинги, так что фильм был заранее внесен в шорт-лист Оскаровских номинантов. Впрочем, восторженные отзывы критиков не помешали Суинтон быть крайне удивленной выбором жюри и победой в номинации Оскар на лучшую женскую роль второго плана:
На оскаровскую церемонию я поехала как турист. Представьте себе, вы достали билеты на финал Уимблдона, уселись на трибуне, а вас вызывают и дают ракетку. Меня охватил ужас, когда назвали мое имя. Стоять на сцене перед тремя миллиардами зрителей — это травма. Лучше бы они выслали приз почтой.
Выживут только любовники
После съемок «Хроник Нарнии» началось увлекательное творческое сотрудничество Тильды Суинтон с Джимом Джармушем: она сыграла маленькую роль в фильме «Сломанные цветы», затем в «Пределах контроля», а спустя некоторое время приступила к работе над «Выживут только любовники» — фильмом, процесс работы над которым затянулся на семь лет.
Именно столько потребовалось режиссеру времени, чтобы найти средства, а затем еще и организовать съемки.
При этом Тильда Суинтон была идейным вдохновителем и главным двигателем съемочного процесса, который проходил почти два месяца на трех континентах:
У Суинтон есть умение выделять то, что действительно очень важно в жизни (Джим Джармуш).
В результате Джармуш представил на Каннском кинофестивале после продолжительного молчания свой самый, пожалуй, изощренный с точки зрения музыки и операторской работы опус.
Вампирская романтическая зарисовка (на что-то эпическое это явно не тянет ни по замыслу, ни по форме) «Выживут только любовники» — своего рода творческая декларация сразу нескольких художников — Джармуша, Суинтон и Хиддлстона.
Высказывание Джармуша состоит из странной, все больше похоронной музыки, бархатного шуршания средневековых тканей, шороха ковров и шипения иголки проигрывателя, скользящей по бороздам треков «золотого времени» расцвета цивилизации «зомби» — 1950-60 годов. Оно расцвечено цитатами из Марло, Шекспира, Шелли, Байрона, Эйнштейна и блюзовых гитаристов.
Два героя — Адам (Хиддлстон) и Ева (Суинтон), две цивилизации Запад и Восток (Детройт и Танджер), два цвета — белый и черный, два направления — внутрь и вовне… — музыка и литература, женское и мужское — две стихии, наконец, заполняют собой экран. Крупные кадры, медленное движение камеры, как медленное дыхание истощенных и утонченных героев, затягивают. Все вместе погружает сознание зрителя в полунаркотический сон, тяжелый, глубокий и многоуровневый. Выход из которого — острый и неожиданный, как неприятное и вынужденное пробуждение.
«Отель Гранд Будапешт»
Мне нравится работать с моими друзьями. Поэтому когда Уэс Андерсон присылает мне письмо, в котором просит прийти, я не отказываю ему. Мне только что довелось сыграть 83-летнюю старушку, которой на самом деле 95. Она графиня, и играть ее было странно: когда я получила приглашение, я была со своей умирающей матерью. Но почувствовала острую необходимость сыграть… Строго говоря, у меня потому и нет карьеры — у меня есть жизнь.
Суинтон так рассказывает о своем последнем опыте — игре в последнем фильме Андерсона «Отель Гранд Будапешт» (премьера Берлинского кинофестиваля 2014 года).
Ее Мадам Д. — ключевая фигура, вокруг которой строится вся анекдотическая коллизия. Мадам собирается оставить в наследство любимому консьержу Густаву (Райф Файнс) старинное полотно большой стоимости, вместо того, чтобы удовлетворить желания всех многочисленных родственников.
Действие в картине разворачивается между двумя мировыми войнами. Андерсон помещает нас в выдуманное пространство Восточной Европы, где в миниатюре представлено европейское сообшество, переживающее тревогу и мучительную ностальгию по уходящему золотому веку модерна.
Родственников старухи-графини и постояльцев некогда знаменитого на всю Европу отеля сыграли звезды кино (Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джуд Лоу, Эдриен Броуди, Том Уилкинсон, Уиллем Дефо…), так что фильм в этом отношении напоминает скорее веселую костюмированную вечеринку, нежели серьезное посвящение Стефану Цвейгу (чьими трудами вдохновлялся Андерсон при работе над лентой).
Это было как участие в костюмированном вечере — лучшем в мире, а ты получил костюм, сшитый специально для тебя. И если говорить обо мне — еще и добрую половину лавки мясника, которая оказалась на моем лице в виде грима.
Чтобы сыграть 80-летнюю богачку, Тильде Суинтон приходилось проводить по 5 часов кряду в гримерке — это при том, что съемки с ее участием заняли всего два дня. Однако всем остальным эти два дня запомнились как ярчайшее событие в их жизни:
Вы знаете, ее все обожают. Она не просто актриса — она относится к типу авангардных исполнителей и художников, очень яркая и очень забавная, и отлично находит людей, которые обладают похожей аурой (Уэс Андерсон).